Валентина Щербина
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Смелая ласточка» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации – групповая.
Вид занятия- НОД по развитию связной речи.
Тип занятия – путешествие.
Тема: «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Смелая ласточка» по серии сюжетных картинок».
Цель – обучение пересказу рассказа по серии сюжетных картинок.
Образовательные задачи:
Расширить и актуализировать словарь по теме «Перелетные птицы».
Публикация «Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Смелая ласточка“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Ласточка
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Формировать умение синтаксически и грамматически верно выстраивать ответы на вопросы.
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Формировать целостную картину мира. Расширять кругозор.
Коррекционно- развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание и восприятие.
Развивать память.
Развивать общую моторику.
Развивать мелкую моторику средствами игрового самомассажа.
Развивать мимику
Развивать зрительно восприятие.
Развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:5 деревьев из бумаги, магнитофон, аудиозапись голосов птиц, перышко; изображение ласточки, серия из 5 сюжетных картинок к рассказу К. Д. Ушинского «Смелая ласточка», изображения кота, девочки, коробочки, гнезда, птенчика; изображения мальчиков с удивленным, веселым, грустным выражениями лиц; картинки с пунктирными изображениями для дорисовывания.
Ход НОД
Организационный момент
Игра «Поездка»
Звучат голоса птиц.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы отправимся сегодня?
Дети: Мы отправимся в парк или в лес.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Мы услышали голоса птиц.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в парк. Встаньте друг за другом. Держитесь за плечи того, кто стоит впереди. Никита поставь руки мне на пояс. У нас получится автобус. Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка – «Детский парк». («Автобус едет»). Остановка «Детский парк». Ребята, давайте тихонько вместе пройдем в парк.
Основная часть
Приходят в «парк», видят деревья (макеты) и изображение ласточки (реплики которой будет произносить воспитатель).
Ласточка : Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй ласточка.
Ласточка : Хотите со мной поиграть? Тогда встаньте в круг. А я сяду на ветку.
Игровой самомассаж «Ласточка» (л. Ларина).
Вот я крылышки сложила. Дети кладут одну ладонь на другую. Комочки земли собирала. Пощипывают ладони. Гнездышко лепила. «Лепят». Мелких мошек я ловила. Надавливают на подушечки пальцев. И птенцам их относила.
Ласточка : Ребята, мне хочется, чтобы вы услышали удивительную историю, которая со мной приключилась. О ней написан рассказ «Смелая ласточка».
Воспитатель: Я слышала эту интересную историю. Давайте сядем на скамейку, и я ее расскажу.
Ласточка :А я сяду на ветку и тоже послушаю.
Воспитатель читает рассказ и выставляет серию картинок (см. цв. вкладку)
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама оченьвстревожилась. Она кружила над птенчиком и громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка, и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своем птенчике. Онаежедневноносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал, бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летатьперед самым носомкота.
Кот бросился за ней, но ласточкапроворноувернулась, а кот промахнулся и со всего размахахлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел, и ласточка с радостным щебетаньем увела его в родное гнездо под соседней крышей.
Вопросы по рассказу.
Ласточка : Ребята, вы хорошо запомнили рассказ? Тогда вспомните: чему я учила птенчика? Что случилось с птенчиком? Куда девочка посадила птенчика? Как я заботилась о птенчике?
Что хотел сделать рыжий кот? Как я спасла птенчика? Чем закончилась эта история?
Динамическая пауза –подвижная игра «Ласточки летели» (1).
Ласточка : Ребята, что-то давно я не летала. Надо мне полетать, крылышки поразмять. Полетаете со мной? Для этого мы отойдем от скамеечки и встанем в круг.
Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
И тихо присели Бегут по кругу, взмахивая руками.
Приседают, сложив руки за спиной.
Делают ритмичные наклоны головы.
Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Садятся на скамейку.
Игра «Подбери признак».
Ласточка : Ребята, у меня же есть фотографии! (Воспитатель выкладывает перед детьми картинки). Давайте их посмотрим. А заодно отвечаете на вопросы и передавайте перышко.
У птенчика крылышки какие?
Девочка, какая?
Коробочка, какая?
Кот, какой?
Гнездо, какое?
А ласточка, какая?
Упражнение «Покажи настроение»
Ласточка : Ой! Я кого-то вижу!
Воспитатель: Давайте подойдем и посмотрим. (Подходят к столу, на котором лежат картинки с изображениями мальчиков). Кто это?
Дети: Люди.
Воспитатель: Это какой мальчик?
Дети: Это веселый мальчик.
Воспитатель:А это какой мальчик?
Дети: Это грустный мальчик.
Воспитатель:А это какой мальчик?
Дети: Это удивленный мальчик.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже попробуем сделать разные выражения лиц.
Ласточка : Сделайте, мне будет интересно посмотреть.
Покажите, какое хитрое и злое выражение было у кота.
Изобразите беспомощность и испуг птенца.
Покажите, как я огорчилась, когда птенец выпал из гнезда.
Дети выполняют упражнения.
Игра «Кто что делает?»
Ласточка : Ребята, я кое-что забыла. Пойдемте к первой скамейке. Садитесь. Я забыла у вас спросить, что делал птенчик?
Дети: птенчик беспомощно махал слабенькими крылышками.
Птенчик не удержался в воздухе.
Птенчик упал на землю.
Птенчик сильно ушибся.
Птенчик лежал.
Птенчик жалобно пищал.
Ласточка : Что делал кот?
Дети: Кот захотел съесть птенчика.
Кот незаметно подкрался.
Кот залез на дерево.
Кот бросился за ласточкой.
Кот промахнулся.
Кот хлопнулся на землю.
Ласточка : Что делала девочка?
Дети: Девочка подобрала птенчика.
Девочка положила птенчика в деревянную коробочку.
Девочка поставила коробочку с птенчиком на дерево.
Воспитатель:А что делала ласточка в рассказе?
Дети: Ласточка учила птенчика летать.
Ласточка сильно встревожилась.
Ласточка не знала, что делать.
Ласточка кружилась.
Ласточка летала.
Ласточка проворно увернулась.
Пересказ рассказа «Смелая ласточка»
Воспитатель:А теперь мы вместе расскажем историю о смелой ласточке. Я буду начинать фразу, а вы заканчивайте. А потом вы попробуете повторить.
Ласточка. А я послушаю.
Воспитатель: Саша начни пересказывать. Потом я тебя остановлю, и кто-нибудь продолжит.
Рисование по точкам.
Ласточка : Мне уже скоро улетать. Я хочу, чтобы у вас на память обо мне остались картинки. Но их нужно дорисовать. Сейчас я отдаю их Людмиле Юрьевне. Когда вернетесь в детский сад, дорисуйте их. Мне очень понравилось с вами играть. Но мне пора лететь к своим птенчикам. До свидания!
Воспитатель: До свидания, ласточка! А мы ребята, вернемся в детский сад. Садимся в наш автобус: встаньте друг за другом, держитесь крепко. Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка – «Детский сад». Поехали!
Итог
Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня прилетал? Какой рассказ вы услышала? Вам понравился рассказ?
Ответы детей.
Литература
1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб., 1998.
2. Ушинский К. Д. Рассказы и сказки. – М., 2015.