Наталья Недовидеева
Конспект занятия «Пересадка комнатных растений» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Пересадка комнатных растений"
Цель занятия : Овладение первичными навыками пересадки комнатных растений.
Задачи занятия :
- уточнить знаний об условиях необходимых для роста и развития комнатных растений,
Публикация «Конспект занятия „Пересадка комнатных растений“ в средней группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- познакомить с приёмами по пересадке комнатных растений
- развивать наблюдательность детей
- воспитывать трудолюбие и аккуратность
Тип занятия : овладение новыми знаниями
Форма занятия :
- беседа самостоятельная работа в парах
- практическая работа
Оборудование:
Цветочные горшки, дренаж, палочки, лопатки, почва, песок, живые растения, клеенка, лейки с водой.
План занятия :
1. Организационный этап: приветствие, цель занятия
2. Подготовительный этап: беседа
3. Основной этап: практическая работа
4. Завершающий этап: подведение итогов, рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Приветствие. Цель занятия.
Активизация и фиксация внимания детей – проведение игры: полевые и комнатные растения.
Перечисляются комнатные и полевые растения, ребята должны выделить комнатные.
2. Подготовительный этап.
Воспитатель беседует с детьми:
«Как называются наши растения»?
Как мы за ними ухаживаем? Что мы делаем? (дети перечисляют)
Посмотрите на это растение : что видно сверху? Снизу?
Почему видны корни? (горшок мал).
Рассмотреть с детьми другие комнатные растения. Определить их состояние по внешнему виду. Обратить внимание на то, что у некоторых растений пожелтели кончики листьев, у других сильно разрослись корни и появились даже на поверхности земли, третьи растут в тесном горшочке.
Осмотрите все растения и найдите среди них такие, которым тоже малы горшки.
(Ребята осматривают растения и выбирают нужные).
Обсудить с детьми, как можно помочь растениям. Подвести к формированию мнения, что растения нужно пересадить. Во время этого обсуждения рассказать детям, что некоторые растения пересаживают ежегодно. Делать это лучше всего весной. Почему? Весной у растений начинается активный рост. А какие условия нужны для роста и развития растений? (Освещение, влага, хорошая почва).
Воспитатель: Вот видите, какая мощная корневая система у этих растений, заполняет собой весь горшок. Видимо этой корневой системе не очень уютно в этом горшке, а растение должно дышать растворённым в почве кислородом и получать из почвы питательные вещества, а здесь почвы почти нет, следовательно, корневая система не поддерживает растение, её негде брать питательные вещества.
Как же поступить в этом случае, как помочь растению?
(Дети предлагают свои варианты помощи растению)
Верный вариант – нужна пересадка.
Пересадка - один из важнейших приёмов ухода за комнатными растениями.
Обратить внимание на состояние почвы в одном из горшков. Ее достаточно, но растение росло в ней целый год и ее нужно заменить на новую, свежую, питательную.
Различают три вида пересадки комнатных растений :
1. Собственно пересадка растений, когда корневая система максимально очищается от старой земли.
2. Перевалка - при которой ком земли с корнями сохраняется. Его осторожно вытаскивают из горшка и затем сажают в новый горшок, не разбивая.
3. Замена верхнего слоя земли.
Этот способ годится для тех растений, которые вы не можете пересадить (из-за размера, например).
Тогда вы разрыхляете (если требуется) верхний слой земли, удаляете его и заменяете на новый.
Демонстрация пересадки растений.
Воспитатель берет в правую руку цветочный горшок так, чтобы стебель растения прошел между указательным и средним пальцами. Переворачивает горшок вверх дном, придерживая его левой рукой. Эту часть работы надо проводить над тазом.
Левой рукой постучать легонько по дну горшка. Если растение сразу не выйдет, постучать горшком осторожно о край стола, тогда ком земли легко выйдет.
Рассмотреть с детьми ком земли. Если корни очень сильно переплелись, то растение нужно пересадить в горшок большего размера. Наглядно это можно показать на хлорофитуме, алоэ.
Нужно показать детям, как готовить растение к пересадке : заостренным концом палочки удалить черепок, оплетенный корнями. Спросить у детей как он оказался среди корней. Ведь его укладывали на дно горшка. Осторожно распушить корни, чтобы с них осыпалась земля, обрезать загнившие, больные части корней. Растение готово к пересадке. А теперь подбираем новый горшочек таким образом, чтобы старый легко входил в новый.
Рассмотрите с детьми землю, подготовленную для пересадки, ее цвет,
Определите наощупь температуру, влажность, структуру (комковатость).
Вместе с детьми определите последовательность высадки растения, приобщите и их к работе.
На дно горшка на водосточное отверстие нужно положить черепок выпуклой стороной вверх, насыпать слой крупнозернистого песка (около 2см, а на него бугорком немного земли. Затем воспитатель опускает растение по центру горшочка, ставит его на бугорок земли, размещая корни со всех сторон.
Стебель растения устанавливают так, чтобы корневая шейка (место, где стебель переходит в корень) была на 2 см ниже края горшочка, чтобы оставалось место для воды во время полива и при распушивании земля не высыпалась через край.
Всю эту и последующую работу нужно сопровождать объяснением и мотивацией каждого действия.
Воспитатель: для чего необходимо черепок укладывать на водосточное отверстие? Зачем нужен песок в горшке?
Ответы детей.
Воспитатель: Они будут выполнять роль дренажа. Что такое дренаж?
Это рыхлый слой на дне цветочного горшка, необходимый для удаления лишней влаги из почвы.
Без дренажного слоя мокрая земля, соприкасаясь с дном горшка, будет закисать.
Растение может погибнуть.
Придерживая растение, горшок высыпают остальную землю. При этом слегка стряхивают горшок и слегка постукивают донышком об стол, чтобы земля распределилась равномерно и заполнились пустоты. Потом утрамбовывают землю колышком. Припересадке растений необходимо следить, чтобы корневая шейка была на 1-2 см ниже верхнего края горшка.
После того, как растение пересажено, нужно поставить его на поддон и полить.
Воспитатель: Какой температуры должна быть вода? (комнатной). Сколько воды нужно лить? (когда вода появится на поддоне).
Следует детям объяснить, что после пересадки растение нужно опрыскать и поставить в затененное и прохладное место на 7-10 дней для укоренения.
А сейчас вы внимательно наблюдали, как я проводила пересадку растения, поэтому предлагаю вас самостоятельно провести пересадку наших растений.
3 Этап. Практическая работа.
После изложения нового материала ребятам предлагается с целью закрепления провести практическую работу по пересадке комнатных растений.
Перед проведением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности.
Ребятам предлагается надеть резиновые перчатки.
Практическая работа проходит под индивидуальным контролем педагога.
Дети работают в парах.
Как правильно пересаживать здоровое растение?
Действуем по следующей схеме:
1. Возьмите новый горшок и закройте дренажное отверстие черепком (выпуклой стороной кверху)
2. Засыпьте на дно дренаж (песок, слоем 1.5-2 см).
3. Насыпьте слой земли (1.5 – 2.5). Её потребуется такое количество, чтобы установленный в горшке корневой ком был в итоге полностью прикрыт землёй и до края горшка ещё оставалось 1-2 см. (таким образом мы оставляем место для полива).
4. Вытащите растение из старого горшка и аккуратно удалите часть земли рукой, стараясь не повредить корни.
5. Поставьте растение ровно в центр горшка, равномерно разместить корни в горшке.
6. Придерживая растение одной рукой, другой рукой (можно совком или ложкой) понемногу досыпьте землю и уплотните её.
7. Заполнив необходимое пространство, уже пальцами обожмите по периметру горшка землю.
8. Поставьте растение на поддон.
9. Полить растение.
После проведения практической работы дети приводят в порядок свои рабочие места и моют руки с мылом. Педагог хвалит детей за проделанную работу.
Рассматривая с детьми пересаженные растения, воспитатель предлагает им запомнить день, когда они посажено. Можно сделать пометку в календаре природы или повесить на горшки бирочку с датой.
Наблюдая за растениями, дети увидят, что через определенное время они снова начнут расти.
Воспитатель: А как можно узнать, что растение начало расти? На нем появились новые листочки.
Можно пометить самые верхние листики, легонько привязав цветные ниточки.
4. Этап. Подведение итогов. Контроль полученных знаний.
Проговорить вместе с детьми порядок выполнения работ по пересадке растений :
1. Подготовить почву.
2. Выбрать растение для пересадки.
3. Подобрать горшок.
4. Насыпать в горшок дренаж
5. Достать растение из горшка
6. Поместить растение в большой горшок.
7. Полить почву с растением.
8. Поставить горшок с растением в затенённое место.
Рефлексия.
Ребятам предоставляется 3 жетона разных цветов: красный, жёлтый, зелёный.
По окончанию занятия ребёнок должен выбрать один жетон любого цвета.
Красный – занятие понравилось.
Желтый – не совсем понравилось.
Зелёный – не понравилось.
Был использован материал: Черепахиной М. И., педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества г. Лысьва