Наталия Чиркина
Перечень рекомендаций по организации досуговой деятельности в младших группах (2–4 года)
Методическое объединение для воспитателей
"Полезные музыкальные минутки и досуг в младших группах.
МБДОУ "Детский сад №45 «Буратино»
Перечень рекомендаций по организации досуговой
деятельности в младших группах (2 - 4 лет)
Разработал воспитатель:
Чиркина Наталия Викторовна
Тамбов 2022
Перечень рекомендаций по организации досуговой деятельности в первой младшей группе (2 - 3 года)
Публикация «Перечень рекомендаций по организации досуговой деятельности в младших группах (2–4 года)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Основная задача воспитания в работе с детьми этого возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках. Объединить всех детей общими переживаниями, развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка перевоплощения детей в образы сказочных героев. Совместная досуговая деятельность закладывает основы приобщения родителей к процессу воспитания ребенка, взаимосвязи семейного и общественного художественно-эстетического воспитания. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, и внушаемостью. Организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания. Большую роль в предложенных развлечениях играет музыка. Даже великие ученые в своих трудах по развитию детей раннего возраста писали, что с помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать не правильные лишние движения. Предложенные развлечения следует проводить, ориентируясь только на позитивные реакции детей. Если дети излишне возбудились или устали, желательно сократить представление. Опыт показывает, что при артистизме, эмоциональности педагога дети прекрасно справляются со временем проведения развлечения.
К видам культурно - досуговой деятельности дошкольников возрастной группы (2-3 года) относится:
Развлечения: -праздники – «Новый год», «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник»; - тематические - («Мои любимые игрушки», «Солнышко-вёдрышко», «Мишкин день рождения», «Музыкальные игрушки»);
- спортивные - («Мы смелые и умелые»); -игры с пением - («Игра с мишкой»,муз. Н. Финаровского, «Кошка»,муз. А. Александрова, «Кто у нас хороший?»,рус. нар. песня)
-театрализованные представления - (инсценировка рус. нар. сказок: «Весёлые зайчата», «Ладушки в гостях у бабушки», кукольный театр и т. д.)
-забавы - («Котик и козлик», муз. Ц. Кюи, «Из-за леса,из-за гор»,Т. Казакова);
-инсценировка песен - («Неваляшки», муз. 3 Левиной, «Кошка и котёнок», муз. М. Красева, «Весёлый поезд», муз. Э. Компанейца);
-рассказы с музыкальными иллюстрациями - («Птички», муз. Г. Фрида, «Праздничная прогулка»,муз. А. Александрова);
Проводя развлечения в первой младшей группе, следует учитывать некоторые моменты:
- тема развлечения должна соответствовать интересам детей;
- необходимо стремиться к тому, чтобы все дети участвовали в развлечении;
- следует дать каждому ребенку возможность проявить самостоятельность;
- оформление зала или группы должно соответствовать тематике развлечения;
- ведущая роль входе праздника принадлежит воспитателю, который, участвуя во всех действиях детей, заражает их своим положительным эмоциональным настроем;
- праздники могут проходить как в группе, так и в музыкальном зале;
При организации спортивных мероприятий необходимо учитывать возможную нагрузку на детей:
- следует проводить подвижные игры, уже знакомые детям;
- атрибуты целесообразноготовить заранее, а внося в группу - обыгрыванию;
Театрализованные развлечения в этом возрасте занимают особое место.
Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся принять в нем участие. В связи с этим рекомендуем придерживаться следующих правил:
- спектакль проводится по знакомой детям сказке и соответствует их уровню развития;
- привлекая детей к инсценированию, им поручают действия, которые они могут выполнить;
- следует помнить, что ребенку еще сложно одновременно действовать и говорить, поэтому необходимо использовать поэтапное выполнение роли: вначале действие, потом слова или наоборот;
- понравившиеся малышам моменты спектакля можно повторить два-три раза;
Значительный интерес проявляют дети к забавам, народным и словесным играм:
- сопровождаемым движениями рук, заводным игрушкам, сюрпризным моментам;
При инсценировке песни главным условием является знание детьми ее содержания:
- следует не учить детей движениям, а предоставить им возможность самостоятельно действовать под текст песни, то есть проявить творчество;
- с детьми предварительно разучивают образные упражнения;
- создать атмосферу, адекватную содержанию песни,красочно; дополняющим игру и помогающим ребенку войти в художественный образ;
Перечень рекомендаций по организации досуговой деятельности во второй младшей группе (от 3 до 4 лет)
Главная цель организации культурно-досуговой деятельности в данной возрастной группе направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирование желания ребенка действовать самостоятельно, проявляя свое Я. Поэтому в процессе ее организации надо исходить из интересов ребенка, его эмоционального состояния, однако это не означает,что все делается для удовлетворения его «я хочу».Необходимо создать такую ситуацию при
которой дети захотят делать то, что предложит воспитатель.
К видам культурно - досуговой деятельности дошкольников возрастной группы (3-4 года) относится :
Отдых:
- прогулки с родителями в парке, в лесу или по городу;
- игровая деятельность по интересам в группе и на участке детского сада;
Развлечения:
- познавательно-тематические («Во саду ли, в огороде»);
- музыкально-литературные («Мы любим петь и танцевать»);
- спортивные («Кто быстрее?»);
- забавы («Музыкальные заводные игрушки», фокусы(«Цветная водичка»);
- театрализованные представления («Маша и медведь»);
Праздники:
- государственно - гражданские (Новый год);
- народные и фольклорные (Масленница);
- международные (Международный женский день);
- бутовые и семейные (День рождения детей группы)
- православные (Пасха)
Самостоятельная художественная деятельность :
- предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку;
- заниматься изобразительной деятельностью;
- созерцание;
- рассматривать книги и иллюстрации;
- играть в разнообразные игры;
- учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки,потешки;
- инсценировка занимательных сценок из жизни детей, используя игрушки и плоскостные фигурки;
- поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками;
Правильная организация культурно - досуговой деятельности детей 3-4 года предполагает решение педагогом следующих задач
Отдых. Стимулировать культурно - досуговую деятельность детей по интересам, обеспечивая эмоциональное благополучие и отдых. Формировать умение детей занимать себя игрой.
Развлечение. Ежедневно организовывать развлекательные моменты (5-10 минут). Один-два раза в неделю (по 20–25 минут) показывать театрализованные представления, организовывать просмотр, прослушивание телепередач, звукозаписей; привлекать детей к участию в концертах,
организованных взрослыми. Проводить физкульт досуги, развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.
Праздники. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (День России, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, праздники народного календаря. Организовывать празднование дней рождения детей группы. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, Формировать чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
Самостоятельная деятельность. Предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры, развивать образное восприятие. Учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, занимательные сценки из жизни детей, используя игрушки и плоскостные фигурки. Поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками.