Надежда Рыжова
Педсовет «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
ема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников патриотических чувств.
Задачи:
Публикация «Педсовет „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
1. расширить представления педагогов о патриотическом воспитании детей;
2. уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты патриотического воспитания, образования, просвещения;
3. проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях патриотических чувств.
4. совместно определить направление деятельности на год славы 2020.
Чтобы настроить педагогов на общение и адекватную оценку своей работы с детьми, педагогический совет проводится в форме патриотической гостиной. В ходе встречи педагоги выполняют тематические задания и отвечаю на вопросы ведущего. С их помощью они анализируют работу по патриотическому воспитанию в своей группе и в детском саду в целом.
Ведёт педагогический совет старший воспитатель. Предварительно он гото-вит опорный материал – слайд-презентацию с информацией по теме, правильными ответами на вопросы, музыкальное сопровождение.
Последовательность вопросов не случайна. Педагоги погружаются в проблему педагогического совета, демонстрируя знания, характеризуют условия в дошкольной образовательной организации для патриотического воспитания детей и проводят самоанализ своей работы.
Сначала старший воспитатель предлагает вспомнить, что такое патриотизм и с помощью синквейна дать понятие этому определению. Традиционный синквейн состоит из пяти строк.
Затем педагоги подробно останавливаются на положениях ФГОС ДО и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которые касаются патриотического воспитания.
В качестве домашнего задания педагоги оформляют памятки для родите-лей и презентуют их на педагогическом совете. Это творческое задание позволяет закрепить знания и решить задачи взаимодействия с родителями в рамках патриотического воспитания детей. После педагогического совета педагоги размещают памятки в информационных уголках своих групп.
Важный этап педагогического совета – самоанализ педагогами своей рабо-ты с детьми по патриотическому воспитанию. Чтобы педагоги оценили себя, старший воспитатель предлагает им утверждение, которое соответствует действительности. Неосознанный контроль со стороны коллег и старшего воспитателя позволяет педагогам получить достоверный результат.
По итогам обсуждений старший воспитатель предлагает проект решения.
Ход педсовета:
Текст выступления заведующего: Добрый день, коллеги! Я приглашаю Вас с патриотическую гостиную, чтобы поговорить о патриотическом воспитании детей в детском саду, оценить работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях чувство патриотизма?»
Повестка дня:
1. оценить, как выполнили решения предыдущего педсовета;
2. поставить проблему педсовета;
3. проверить знания нормативных актов, в которых отражены аспекты патрио-тического воспитания, образования, просвещения;
4. охарактеризовать условия, необходимые для решения задач патриотического воспитания;
5. решить проблему ситуации;
6. презентовать памятки для родителей на разные темы по патриотическому воспитанию;
7. провести самоанализ работы по патриотическому воспитанию;
8. сформулировать проект решения педагогического совета.
Разминка
Текст выступления старшего воспитателя :
Профессия педагога трудная и сложная. Педагогу нужно много знать самому, осваивать различные смежные профессии, чтобы чему-то научить своих подопечных. На своих хрупких плечах мы несём всю полноту ответ-ственности за подрастающее поколение. В окружении более двадцати «почему-чек» надо найти ответы на все вопросы, написать планы, подготовиться к занятиям! И этот список можно продолжать долго! Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации».
Я начну, а вы, поймав мяч, продолжите фразу:
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если педагог – это фильм, то название этого фильма …
Если педагог — это праздник, то какой?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если педагог – это время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – песня, то какая?
Если педагог – это книга, то это…
Если педагог – это танец, то какой?
Если педагог – это водная стихия, то какая?
Если педагог – число, то какое?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Игра активизирует участников и настраивает на общение.
Звучат пьесы П. Чайковского «Апрель. Подснежник» и «Март. Песня жа-воронка» из цикла времена года.
Текст выступления старшего воспитателя :
В этой музыке шёпот листьев, и песня кузнечика, и журчание весеннего ручейка, и пение птиц, и плеск воды. Мы должны научить детей видеть и беречь этот удивительный мир природы, свою Родину.
Чтобы говорить о патриотическом воспитании нужно уточнить, что такое Родина, патриотизм, гражданственность.
Родина – отечество, отчизна, страна в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.
Патриотизм – это преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в его состав.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности осваивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
А как мы с вами понимаем значение словосочетания «Патриотическое вос-питание»? Предлагаю выполнить следующее задание.
Задание 1. Составьте синквейн (пяти строчное стихотворение) на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»
Текст выступления старшего воспитателя :
Согласно Указу Президента РФ от 08 июля 2019 года № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы», 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Его цель – сохранение исторической памяти и в ознаменовании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года. В этом году мы уделим большое внимание патриотическому воспитанию детей. Давайте посмотрим нормативные документы.
Задание 2. Назовите нормативные документы, в которых отражены аспекты патриотического воспитания, образования, просвещения.
Правильный ответ:
• Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989;
• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утверждённая поста-новлением Правительства РФ от 20.12.2015 № 1493, ориентирован-ная на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.
Задание 3. Перечислите задачи нравственно-патриотического воспитания.
- формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями;
- воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом;
- воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье;
- расширение знаний ребенка о городах России;
- воспитание любви и уважительного отношения к труду;
- формирование у ребенка базовых представлений о правах человека;
- знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном;
- воспитание в детях толерантного отношения к традициям других наро-дов;
- развитие чувства гордости за достижения родины
Задание 4. Какая из образовательных областей ФГОС ДО отражает задачи патриотического воспитания и что предусматривает?
Правильный ответ.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» основ-ная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Текст выступления старшего воспитателя :
Родина – это не только отечество, страна, отчизна, но и то место где человек родился, живёт. Давайте немного отдохнём и пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что за окном кружит метель, поёт свою бесконечную зимнюю песню северный ветер. Вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зелёный берёзовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны. Подул лёгкий тёплый ветерок, и мы чувствуем запах летних цветов. А сейчас прислушайтесь, и вы услышите шелест осенних клёнов. Природа прекрасна во все времена года, особенно природа родного края.
Педагоги открывают глаза, на экране демонстрируется слайд «Природа родного края».
Не только любование красотой природы родного края, но и память, о событиях минувших лет, о людях, благодаря которым мы живём на этом свете, учит детей ценить и беречь свою Родину. Вы согласны? Чтобы сформировать у детей чувство любви к своей стране, её народу, своей национальной культуре, педагогам необходимо не только владеть материалом, но и умело демонстрировать то, с чем они знакомят детей. Активно сотрудничать с родителями, так как ребёнок впервые начинает открывать мир ценностей, смыслов, отношений, прежде всего через социальную картину своей семьи.
Задание 5. Перечислите, что нужно, чтобы дети ежедневно пополняли свои знания о своей малой родине.
Правильный ответ (демонстрируется на слайде) :
• уголки «Патриотического воспитания» в группах;
• проводить экскурсии, туристические походы, прогулки по улицам своего города;
• участие в акциях: «Сирень Победы», «Встречаем птиц с кормушками», «Маслениица. Блинная неделя» и т. д. ;
• совместные спортивные развлечения: «Мама, папа, я – вместе мы семья», «Зарница»;
• проводить занятия по изобразительной деятельности, лепка, аппликация по «Салют Победы», «Военные профессии и рода войск», «Мой дом» и т. д. ;
• групповые выставки «Мой город», «Зимующие птицы нашего района» и т. д. ;
Текст выступления старшего воспитателя. На занятиях, в беседах, вы транслируйте детям не только своё отношение к Родине, но и знания. Предлагаю проверить на сколько хорошо вы знаете нашу малую родину. Город Талица выполнял раньше и выполняет в настоящее время разные функции. Какую функцию выполнял наш город раньше и выполняет сейчас? Малая родина хранит память о знаменитых россиянах – защитниках Отечества, писателях, художниках. Расскажите о наших знаменитых людях. Как и чему учили в Талице? Особенности обучения в Талице в конце XIX – начале ХХ веков. Кто такие Козелл – Поклевских? Что изображали на гербе нашего города в ХХ веке, а что изображено сейчас?
Текст выступления старшего воспитателя. Всё течёт, меняется. Педагоги должны преподносить детям новые знания в доступной, увлекательной форме, учитывать их интерес и возрастные особенности, использовать игровые техно-логии, произведения художественной литературы. Важно понимать, что и в какой момент сказать детям, какой вопрос задать.
На занятиях вы задаёте детям вопросы, чтобы уточнить их знания. Пред-лагаю и вам уточнить свои знания с помощью игры «Быстрый ответ». Команды отвечают по очереди, быстро не задумываясь.
1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).
2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
3. Земля, где ты родился? (Родина).
4. Древнее название России? (Русь).
5. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
6. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культур-ное наследие).
7. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
8. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
9. Крупная территория, которая имеет определенные грани-цы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
10. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).
11. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность стра-ны? (Государство).
12. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Роди-тели).
13. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
14. Официальная эмблема государства? (Герб).
Текст выступления старшего воспитателя. Вы отлично справились с за-данием.
Игра «Подумай и ответь». Ведущий предлагает посмотреть на экран и восстановить пословицы.
Нет в мире краше когда над ней крыша одна.
Глупа та птица, будет Родина крепка.
Если дружба велика, которой свое гнездо не мило.
Семья сильна, хорошие дети растут.
Человек без Родины Родины нашей.
В хорошей семье Что соловей без песни
Рефлексия «Всё в наших руках»
У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании патриотических чувств у дошкольников.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспи-тание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Текст выступления старшего воспитателя.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел дока-зать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!
Проект решения педагогического совета:
1. Продолжить работу по патриотическому воспитанию детей. Постоянно. Ответственные воспитатели групп.
2. Запланировать и провести общесадовские патриотические акции с участи-ем родителей воспитанников до 8 мая. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп.
3. К Юбилею Победы в ВОВ оформить группы, коридоры, окна, музыкальный зал в соответствии с тематикой в едином стиле до 15 апреля. Ответ-ственные: старший воспитатель, воспитатели, младшие воспитатели.
4. Разместить информацию для родителей в информационных уголках. Ответственные: воспитатель групп.