Марина Шекель
Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников : проблемы, пути решения»
Цель: Обобщить и систематизировать знания педагогов по проблеме речевого развития дошкольников
Задачи:
1. Познакомить педагогов с образовательной областью «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС.
Публикация «Педсовет „Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей.
3. В игровой форме активизировать мыслительную деятельность педагогов
4. усовершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.
План проведения педсовета.
1.1. Вступительное слово заведующей Аусевой Н. Г. .
1.2. Анализ плана и решений предыдущего педсовета.
1.3. Развитие речи дошкольников в свете ФГОС. Актуальные проблемы речевого развития. (Заместитель заведующей по УВР Шекель М. Ю)
1.4. "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников" (из опыта работы). (воспитатель1 младшей группы Котлярова М. П.)
1.5. Развитие речи дошкольников, через театрализованную деятельность. (Воспитатель 4 группы)
1.6. Деловая игра «Знатоки развития речи»
1.7. Подведение итогов педсовета
1.8 Обсуждение и принятие решения.
1. Вступительное слово заведующей Аусевой Н. Г.
2. Анализ плана и решений предыдущего педсовета
3. Теоретическая часть (выступление заместителя заведующей по УВР Шекель М. Ю)
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:
• владение речью, как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);
• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• развитие фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Актуальность проблемы.
Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников :
• пересказывать литературные произведения
• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
• создавать разные виды творческих рассказов
• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!» При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.
Как же вовлечь детей в разговор? Можно, например, предложить им рассказывать сказку вместе, по одному предложению. Или инсценировать сказку. Начинать лучше с хорошо знакомых, простых и коротких сказок, можно также писать «письма вслух», разговаривать по импровизированному телефону, провести «круглый стол» почти на любую тему. Эти темы часто подсказывают сами дети. И удивляют своей осведомленностью, горячим сопереживанием проблемам взрослого мира.
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения
В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок…
(затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку).
Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
Другим направлением в решении проблем речевого развития, а также расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может стать развитие навыков ораторского мастерства, а попросту – умение говорить достаточно громко, членораздельно, интонировать свою речь, обходиться без слов «паразитов».
Скороговорки, поговорки, алфавит, счет, цвета, растения, птицы, города, посуда, мебель, имена, марки автомобилей, явления природы, стороны и части света, времена года и время суток, части тела, строение человека, виды спорта – все это можно обыгрывать. Как сидя на стульчиках, так и в подвижных играх. Игра в слова на разные темы тоже позволяет достичь сразу нескольких целей. Тут и расширение словарного запаса, и умение подбирать синонимы-антонимы, и повод углубиться в заинтересовавшую детей тему, и, безусловно, возможность поработать над навыками связной речи.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основ связной речи много всевозможных приемов, форм и методов. Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.
Поэтому давайте послушаем выступления наших педагогов, которые нам расскажут о своей работе по данному направлению:
4."Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников" (воспитатель Котлярова М. П.)
5. Развитие речи дошкольников, через театрализованную деятельность. (воспитатель 4 группы)
6. Деловая игра «Знатоки развития речи»
- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим проблему развития речи у детей и приобщения детей к художественной литературе; обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками.
Педагоги делятся на две команды.
1 задание.
За 1 минуту придумать название команды и девиз
2 задание. Теоретическая часть.
На дереве висят воздушные шары с вопросами. Четыре человека от каждой команды подходят к дереву берут шары с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время.
Вопросы:
1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
• Развитие словаря
• формирование грамматического строя речи
• воспитание звуковой культуры речи
• развитие связной речи
• подготовка детей к обучению грамоте
• развитие речевого дыхания, выразительности
2. Как называется текст, включающий причинно — следственные конструкции, вопросы, оценку? (рассуждение)
3. Что такое диалог?
• Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.
4. Что такое монолог?
• Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
7. Перечислите функции речи (коммуникативная, познавательная, регулирующая)
8. Изложение прослушанного произведения – это … (пересказ)
3. задание. Практическая часть.
Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.
• Для первой команды: «Теремок»
• Для второй команды: «Колобок»
4. Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Задание для группы №1.
• «Рукавичка» от лица рукавички
Задание для группы №2.
• «Лисичка со скалочкой» Расскажите сказку от лица скалочка
• 5. задание. Скороговорки
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
• Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
• Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
6. задание. «Объясни доступно и понятно».
Упражнение было направлено на умение педагога доступно и понятно объяснить дошкольникам этимологию слова, например: «Что такое этажерка?», «Почему коньки так назвали?»
7. задание. Творческий конкурс.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.
• Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»
• Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
8 задание. Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Решение педсовета
1. Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий.
2. Продолжать создавать в группах условия для развития речи детей :
3. Оформить стенды для родителей «Развитие речи дошкольника :
4. Провести тематическую проверку по речевому развитию в всех возрастных группах.