Наталия Попова
Организация и эффективность работы по речевому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление старшего воспитателя на педагогическом совете
«Речевое развитие дошкольников : проблемы, пути и решения»
Тема выступления: «Организация и эффективность работы по речевому развитию детей»
Публикация «Организация и эффективность работы по речевому развитию детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.
Возрастные группы: 1 мл, 2 мл, средняя, старшая, подготовительная.
Отбор содержания контроля:
Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности воспитателя и детей.
Анализ условий, созданных в группах для самостоятельной деятельности детей.
Планирование работы с детьми.
Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей дошкольного возраста.
Сроки контроля: 12 – 16 декабря 2016г.
Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2016-2017 уч. год.
Ответственные за проведение контроля:
Старший воспитатель.
Объект исследования: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию речи детей.
Методы исследования:
Проверка календарных планов воспитателей;
Посещение мероприятий, наблюдение;
Обследование предметно-развивающей среды для речевого развития детей;
Анализ; выводы.
Справка по итогам тематического контроля
«Организация и эффективность работы по речевому развитию детей»
В период с 12.12. по 16.12.2016 в МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный» была проведена тематическая проверка по теме: «Организация и эффективность работы по речевому развитию» с целью определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
Тематический контроль был осуществлен во всех дошкольных группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:
1. Система планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;
2. Наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;
3. Система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками.
Вывод по тематическому контролю
• Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.
• В группах созданы условия для речевой деятельности детей : организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
• Работа педагогического коллектива детского сада по речевому развитию дошкольников ведется на среднем уровне.
• В коллективе есть педагоги, которые ведут работу на высоком профессиональном уровне и их опыт может считаться новаторским, рекомендуется транслировать его другим педагогам, как образец. Эти воспитатели (Кузьмина Е. И., Баскакова Н. М., Костина М. В.) выполняют все методические требования проведения занятия, в работе прослеживается систематичность, используется много наглядного материала (в том числе компьютерные презентации, варьируется проведение упражнений за столами, на ковре, у доски, педагоги создают условия для самостоятельной мыслительной деятельности детей, не делая за них выводы; в занятие обязательно включаются физкультминутки. Дети на занятии дисциплинированы, усвоение материала на высоком уровне.
• Интересны наработки Гагуа Н. А., которая отказалась от работы с тетрадями, все занятие построено на просмотре презентаций и картинок в электронном виде. Большим плюсом является непривязанность детей к тетрадкам, экономия времени на открывание, нахождение нужной страницы, отказ от использования карандашей на занятии по развитию речи является спорным моментом (графические навыки в младшем возрасте развиты слабо, дети берут карандаш неправильно, раскрашивают небрежно, такая работа должна проводиться индивидуально или в небольших подгруппах и выноситься в режимные моменты). Мелкая моторика на занятии развивалась посредством пальчиковой гимнастики. В проведении были недочеты (картинки нужно было детям сравнить, но они не показывались рядом; все пространство группы не использовалось; иногда за детей делались выводы). Но наработки могут и должны быть использованы в работе другими воспитателями.
• Недочеты, характерные для большинства педагогов (Евсеева О. Л., Барышникова М. Н., Ефанова Л. В., Литвин С. А., Эйн И. Б., Суслина О. А., Биза О. В.) :
1. недостаточное использование демонстрационного материала для всей группы детей (не показывается буква или картинка, обозначающая звук – непонятно увидел ребенок этот символ) либо отсутствие индивидуальных карточек у детей (непроработанность материала каждым ребенком – ребенок не подержал в руках, не поэкспериментировал, остался отстраненным) – воспитателям старших групп карточки - символы сохранять для работы и в подготовительной группе;
2. неудовлетворенность двигательной активности детей (дети за столами, отсутствие физкультминуток, динамических пауз,
3. не используются разнообразные формы организации детского коллектива (педагог работает либо со всеми детьми, либо индивидуально с ребенком, не предлагается работа в парах, малыми подгруппами,
4. часто педагог стремится дать весь материал, предлагаемый авторами пособий на занятии (это невозможно часть выносим в предварительную работу, часть на закрепление и прописываем это в плане,
5. сдерживается самостоятельность мышления и инициативность детей (должны развивать речь детей, но на занятии говорит в основном педагог, ответы детей односложны, иногда для ответа выбирались только «сильные» дети.
6. встречались ошибки не связанные с организацией, а с владением материалом: определение звонкости – твердости согласных звуков (методы определения, йотированные гласные звуки ( позиции звука в слове: пью, семья, съесть; маяк, поеду; елка, юбка - яблоко).
• К сожалению, у нас есть педагоги, показавшие низкий уровень проведения занятия. Эти педагоги на контроле. В декабре их было больше. Повторное посещение занятий показало, что большинство учло замечания, и хотя недочеты сохраняются, их стало меньше.
Предложения:
1. Воспитателям следить за собственной речью: речь должна соответствовать основным нормам русского языка, быть внятной, с четким проговариванием окончаний слов, эмоционально окрашенной. Сейчас нет строгих требований к стилистике речи педагога, однако необходимо избегать просторечной лексики.
Лексика русского языка по стилистике делится на современный литературный язык и ненормированный язык. В современном литературном языке выделяют лексику ограниченного употребления (научный стиль, публицистический стиль, официально-деловой стиль, художественная речь, разговорную речь и общеупотребительную лексику (межстилевую – слова не закрепленные за каким – либо стилем речи и лишенные какой-либо эмоциональной окраски). Ненормированный язык – это просторечно-разговорная лексика (профессионализмы, диактелизмы, жаргонизмы, аргонизмы – тайный язык, просторечие). Язык педагога должен состоять быть нормированным в основе общеупотребительная лексика с включениями других стилей литературного языка, прежде всего, книжной и разговорной речи (эти стили имеют особую эмоциональную окраску и добавляют речи выразительности). Большое внимание уделяется психологическому климату на занятии (доброжелательное отношение, тон обращения, обращение к детям по именам, а не по фамилиям).
2. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
3. Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок ; индивидуальные и групповые беседы с детьми; знакомство с художественной литературой. Планировать и проводить досуговые мероприятия с детьми 1 раз в месяц.
4. Включить в план работы с родителями воспитанников мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.
5. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение книжных уголков детской литературой.