Татьяна Мокроусова
Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Современная ситуация в Российской Федерации (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила проблемы семьи, которые приобретают все большую актуальность.
Российская семья отличается своей нестабильностью, развитием процессов кризисных явлений в семье, увлечением числа конфликтных семей, следствием чего является развод родителей. Все это искажает условия ранней социализации детей, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, и способствует возникновению проблем взаимоотношений детей с социальным окружением.
Публикация «Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи» размещена в разделах
В стране наблюдается тенденция роста смертности населения, сокращения количества браков и среднего числа детей в семье. Сегодня российская семья выглядит удручающе, так как каждая третья семья является неполной. Разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. По статистике, каждый второй брак распадается, а Россия является одной из лидирующих стран по количеству разводов. Это подтверждают данные Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций. Существует еще ряд причин, в силу которых образуется неполная семья : рождение ребенка все брака, смерть одного из супругов, усыновление либо установление опеки над ребенком одним родителем. Неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [1, с. 124]. Неполные семьи находятся в зоне социального риска, так как их функционирование осложнено. В связи с этим данный тип семей сталкивается с рядом специфических трудностей и проблем социально-экономического, медико-социального, социально-демографического, социально-психологического, психолого-педагогического характера, последствия которых бывают достаточно серьезны. Ухудшение психологического климата в обществе, связанное с ростом преступности, алкоголизма, наркомании ведет к тому, что неполная семья перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. Серьезные материальные трудности, испытываемые неполными семьями, влекут за собой нарушение эмоциональной сферы ребенка, психологическую напряженность родителей, появление у ее членов вредных привычек и их асоциальное поведение. Неполная семья зачастую не справляется с воспитательной функцией, так как взрослому не хватает сил, времени, знаний и возможностей для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка. Проблема социализации личности в таких семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. Неполная семья – одна из категорий семей, наиболее нуждающихся в социально-педагогической помощи. Даже осознавая себя источником многих проблем и трудностей, родитель не всегда способен один самостоятельно с ними справиться. Эффективную помощь неполной семье в решении проблем воспитания ребенка и успешной его социализации может оказать специалист образовательного учреждения – социальный педагог.
Рассмотрим опыт социально-педагогической деятельности по решению проблем неполных семей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» г. Саратова. В организации социально-педагогической деятельности ДОУ участвуют старший воспитатель и инспектор по охране прав детства, который выполняет функции социального педагога. Инспектор по охране прав детства ежегодно в начале учебного года проводит анализ семей по социальным группам и составляет социальный паспорт ДОУ. Оказание социально-педагогической помощи неполной семье начинается с ее изучения и диагностики проблем. Все полученные данные о неполной семье позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с ней. Работу, проводимую с неполной семьей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик», можно представить в виде таблицы.
Работа с неполной семьей
Работа с родителями Работа с детьми
Заполнение социальных карт с целью выявления трудностей семейного воспитания
Анализ и корректировка работы
Просветительство
Обучение практическим умениям
Вовлечение в образовательный процесс Наблюдение за играми, продуктивной деятельностью с целью выявления взаимоотношений между детьми и родителями
Анализ и корректировка работы
Специально организованное обучение
Совместная деятельность с детьми
Совместная деятельность детей
В результате работы с личными делами детей, бесед с родителями, детьми, наблюдений за их общением друг с другом, посещения семей воспитанников на дому, анкетирования родителей по теме «Наказания в воспитании» специалистами выявлены проблемы, с которыми сталкиваются неполные семьи : трудности семейного воспитания; агрессия детей; нежелание отца после развода с матерью участвовать в воспитании детей; материальные трудности; обделенность вниманием детей от первого брака при рождении других от повторного брака; эмоционально-психологическая неустойчивость членов семьи; занятость на работе либо озабоченность проблемами карьеры и как следствие безнадзорность детей; применение родителями физических наказаний в воспитании детей.
Проводя работу с детьми из неполных семей, обнаружили, что у большинства из них не сформировано понятие «семья»; у многих наблюдается высокая тревожность и агрессивное поведение, низкий уровень эмоционально-волевой сферы, нарушение контактов и общения со сверстниками. Исходя из этого, старшим воспитателем и инспектором по охране прав детства были выдвинуты следующие задачи работы с детьми из неполных семей :
1. Формировать понятие «семья»;
2. Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением;
3. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи;
4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое и чуткое отношение к близким. Для решения поставленных задач воспитатели и специалисты ДОУ в группах создали предметно-развивающую среду: уголок «семья» - зона сюжетно-ролевой игры; дидактические и творческие игры; цикл картин «Семья»; семейные альбомы; книги по теме; и обеспечили свободный доступ ко всем предметам.
Реализация задач работы с детьми из неполных семей в ДОУ № 219 проходит в ходе специально организованного обучения: занятий познавательного цикла; экскурсий на места работы специалистов и сотрудников ДОУ; продуктивных занятий; музыкальных занятий, а также при сотрудничестве с психологом школы № 18 г. Саратова. Совместная игровая деятельность с детьми складывается из бесед о семье, составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи; рассматривания картин художников серии «Семья»; чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов; подвижных, творческих и дидактических игр; психогимнастики; праздников и досуга. Практическая работа с неполной семьей всех специалистов ДОУ является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки.
Как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса и налаживания детско-родительских отношений был выбран метод проектной деятельности. Цель проекта «Ребенок и семья» - воспитание уважения к близким людям, развитие способности к взаимодействию, сотрудничеству. Центром идеальной модели проекта выступает формула
Неполная семья :
Родитель ребенок
Взаимодействие
Взаимопомощь
Взаимопонимание
Сотрудничество
В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети – специалисты и воспитатели – родители, где учитываются интересы и склонности, особенности каждого, а также их права. Проект является длительным и рассчитан на три года. В каждой группе решаются свои задачи.
В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам:
Вместе дружная семья.
Увлечения семьи.
Выходной день моей семьи.
Дети познакомились с индивидуальными особенностями семей, их традициями. Затем были составлены рассказы на основе личного опыта. Устраивались совместные развлечения спортивного содержания «Мы – дружная семья».
На родительском собрании родители делились опытом воспитания детей, совместного проведения выходных и праздничных дней; традициями семьи.
В старшей группе стояла задача – познакомить с родословной семьи. Было проведено мероприятие познавательного характера «Генеалогическое древо. Герб нашей семьи», оформлен семейный альбом «Любимое место отдыха моей семьи». С родителями были проведены беседы «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Как знакомить ребенка с историей семьи?». Инспектор по охране прав детства познакомил детей и родителей со статьями документа «Конвенция о правах ребенка». Общими усилиями членов неполной семьи было выполнено домашнее задание по теме «Происхождение фамилии». Совместно с родителями были подготовлены спектакли, фольклорные праздники «Посиделки», «Масленица», «Троица», которые способствуют не только взаимодействию детского сада и семьи, но и повышают уровень этнокультурной компетенции и родителей, и детей.
Таким образом, проектная модель позволяет удовлетворять потребность общества в активной творчески развивающейся личности, а также способствует воспитанию уважения членов семьи, формирует понятие «семья» у детей, способствует выработке гражданско-патриотических чувств, сплачивает членов семьи.
Важнейшей составляющей социально-педагогической деятельности является привлечение родителей к участию в жизни малыша не только дома, но и в детском саду, так как это помогает преодолевать авторитаризм и видеть мир глазами ребенка; относиться к ребенку как к равному; узнавать сильные и слабые его стороны; проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; устанавливать доверительные отношения с ребенком.
В основе взаимодействия лежит сотрудничество с родителями, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимодействие сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей семьи и ДОУ. При этом оказание комплексной социально-педагогической помощи носит адресный характер и основывается на индивидуальном подходе.
Анализ показал, что у родителей возрос интерес к работе детского сада и сотрудничеству по воспитанию детей: увеличилось количество обращений в «шкатулку вопросов», индивидуальных консультаций и бесед со специалистами ДОУ; возросло количество неполных семей, посещающих мероприятия, проводимые детским садом (выставки детских работ, встречи, родительские собрания, дни открытых дверей и т. д.).
Таким образом, результаты работе не сиюминутны, они отсрочены во времени и их сложно измерить. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их участие в процессе жизнедеятельности детей в ДОУ важно и нужно не потому, что этого хочет воспитатель или специалист, а потому что это необходимо для полноценного развития их собственного ребенка.
Пути решения проблем неполных семей существуют, но они требуют внимания со стороны всех специалистов ДОУ. Поиск позитивных ресурсов внутри семьи – это оптимальный способ гармонизации внутрисемейных отношений и взаимоотношений с социальным окружением. Правильно выработанная стратегия и четко спланированная организация социально-педагогической работы с детьми из неполных семей позволяют на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и предупреждать дезадаптацию ребенка.
Литература
1. Дружинин В. П. Психология семьи. – М. : Издат. центр «Академия», 2005.