Ольга Шехтер (Молящева)
Типичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе всех видов изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если не получается. Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить…
Публикация «Типичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельности» размещена в разделах
Материалов для лепки очень много, полет фантазии не обязательно ограничивать свойствами глины, теста или пластилина. Новые технологии дают возможность с удовольствием лепить из пластики, шарикового пластилина, «холодного фарфора», пластилина воскового, шоколадного, плавающего или флуоресцентного.
Изобразительная деятельность, как часть арт-терапии несет в себе мощный коррекционный эффект в работе с детьми. Потому что, творческий процесс стимулирует работу нервной системы, гармонизирует психическое состояние ребенка, способствует снятию страхов; помогает выразить чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Особенно этому способствуют живописные материалы: гуашь, акварель, акриловые яркие краски, толстые фломастеры, пальчиковые краски…
Действия с разнообразными материалами побуждают к творческим поискам; развивают чувство формы, композиции, цветовосприятия, мелкую моторику рук. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Самоценным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация - это важно для любого ребенка.
Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.
Главной моей задачей, как педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной деятельностью. В работе с особыми детьми мне помогают советы и рекомендации известных арт-педагогов. Основные моменты я сейчас расскажу…
ТИПИЧНЫЕ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для снятия тревожности, связанной с рисованием подойдут техники фотоколлажа, подвижной аппликации, создание коллективных композиций. Картинки, фото из журналов, природный материал, те или иные предметы помогают создать задуманные образы, точнее изобразить желаемое в особенности тем детям, которые переживают из-за неумения рисовать. К тому же готовые объекты или изображения являются для ребёнка не столь значимыми и личными, как его собственный изобразительный продукт. Поэтому такая работа создаёт для тревожных детей чувство защищённости и безопасности.
Для работы с агрессией, расторможенностью и различными страхами подходят пластические материалы: тесто, пластилин, глина.
Преодолению психологических барьеров, негативных переживаний; снять эмоциональное напряжение, тревожность хорошо удаётся посредством техники «монотипия» - работа выполняется на бумаге или оргстекле. Незатейливые пятна и отпечатки расцениваются как источник ассоциаций.
Снять эмоциональное напряжение, успокоить помогут сенсорные бутылочки Антистресс, а также взаимодействие с сыпучими материалами сенсорной коробки, и с пластическими (тесто, пластилин разных видов).
В работе с детьми, пережившими травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности помогут изобразительные техники, связанные со смешиванием, разбрызгиванием красок, размазыванием по поверхности пластилина. Например: «кляксография», «пальцевая» и «пластилиновая живопись».
Для неуверенных, заторможенных и зажатых подойдут яркие краски, которые «провоцируют» спонтанность в изобразительной деятельности, помогают более ярко и открыто проявлять свои эмоции, переживания.
В коррекции проблем личностного развития, нарушениях эмоционально-волевой сферы очень полезны «игры с цветом».
Например: смешение красок на палитре, эксперименты с окрашиванием воды, рисование «объемными красками», печатание разными предметами и игрушками, изображение эмоциональных состояний в беспредметной живописи (счастья, радости, страха и т. д.)