Раисат Абдуллаева
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа главное средство экологического воспитания дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад 7 «Улыбка» г. Хасавюрт 2021г.
Выступила на Педсовете Воспитатель - первой категории Абдуллаева Раисат Исрапиловна. Мастер-класс для педагогов дошкольного образования на тему :
«Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»
Публикация «Мастер-класс для педагогов дошкольного образования „Природа главное средство экологического воспитания дошкольник“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
3. Воспитывать любовь к природе.
Сегодняшний мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
Проведем мы мастер –класс в формате девичьих посиделок.
ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)
Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.
Ответьте на вопросы:
1.“Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?
Природа - не только легкие планеты, пища, одежда, но и самый сильный защитник своего организма, хотя и ей может быть предел.
2. Что такое “экологическая цепочка”?
(Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.)
3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”?
(Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.)
4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине?
В основном - человека.
5. Какой вред приносит мусор природе?
Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.
Отрывается 2 лепесток «Читай-ка».
Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.
1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?
(Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов,
Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина,
В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова)
2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов?
(И. Шишкин, А Саврасов, И. Репин, И. Айвазовский, И. Левитан, И. Грабарь)
3. Назовите пословицы и поговорки о природе.
4. Вспомните и назовите народные приметы.
• - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
• - Уж на дороге греется – (перед дождем).
• - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
• - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
• - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
• - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
• - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
• - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
• - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
• - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
• - Ворона кричит зимой – (к метели).
• - Лягушки квакают – (к дождю).
• - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
• - Около луны звезда народилась – (к потеплению).
5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.
3 лепесток «Знай-ка»
Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.
• Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний :
1. НОД по экологии;
2. Беседы.
3. Чтение художественной литературы,
4. Экологические экскурсии, походы.
5. КВН, викторины, конкурсы.
6. Проблемные ситуации.
8. Экологические выставки, экспозиции.
9. Неделя экологического творчества.
10. Экологические праздники, выставки.
11. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры экологического содержания
12. Экологические сказки.
13. Экологическая тропа.
14. Наблюдения.
15. Поисково-исследовательская работа.
16. Мини-музеи.
17. Проектная деятельность.
18. Прогулки.
19. Презентации, мультфильмы, видеофильмы.
20. Слушание звуков природы.
• Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
o Родительское собрание
o Консультации
o Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
o Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.
o Досуги и развлечения
o Проектная деятельность
o Туристические походы
o Интерактивные игры и др.
• Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?
4 лепесток «Играй-ка»
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
Отрывается 5 лепесток «Рассуждай-ка»
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной?
(красный цвет - сигнал опасности)
2. Чем лягушка отличается от жабы?
(лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой?
(Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)
4. Есть ли у комара зубы?
(есть и не мало, 22)
5. У кого уши на ногах?
(у кузнечика)
6. Кто пьёт ногой?
(лягушка)
7. Кто плуг на голове носит?
(лось, олень)
8. Какие птицы зимой потомство выводят?
(клесты и зимородки)
9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты?
(слюной)
10. Почему белые медведи не могут жить в лесу?
(потому что питаются они только рыбой)
11. Чем ёж на медведя похож?
(зимней спячкой)
12. Кто всю жизнь проводит в движении?
(акула)
13. Сколько крыльев у жука?
(2 пары)
14. У кого язык длиннее туловища?
(у хамелеона)
15. Что у лягушки с языком не так?
(он прикреплён задом наперёд)
16. Зачем кашляют рыбы?
(очищают жабры от ила)
17. Когда на деревьях появляются почки?
(весной)
Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:
Встревоженного кота; грустного пингвина; восторженного кролика; разгневанного поросенка, намокшую ворону.
6 лепесток «Отвечай-ка»
Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!
Вопросы:
• Что означает слово «экология»?
• Что такое экологическое воспитание?
• Что такое экологическое образование?
• Экология (от др. -греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
• Что такое экологическое воспитание?
Экологическое воспитание дошкольников — познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
• Что такое экологическое образование?
Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
• Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.
На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании.
Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь, в сердцах благодарных
потомков бессмертие обретаешь.
Благодарим всех за участие!