Алина Комиссарова
Педагогические основы формирования у детей позиций ценностного отношения к физическим упражнениям
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной в связи с тем, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ценностное отношение к занятиям физическими упражнениями, ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Публикация «Педагогические основы формирования у детей позиций ценностного отношения к физическим упражнениям» размещена в разделах
Выбор этой темы для меня продиктован следующими соображениями. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье - это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.
Цель исследования:
• педагогические основы формирования у детей позиций ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
1. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
2. Формировать представление детей о зависимости здоровья от двигательной активности и занятий физическими упражнениями.
3. Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений.
4. Формировать у педагогов позиций ценностного отношения к занятиям с детьми физическими упражнениями как социально значимой задачи дошкольного образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим три подхода к данной проблеме:
1. Социально значимая задача дошкольного образования – формирование у детей ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Проиллюстрируем это положение следующим примером. Многие ученые (Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, В. К. Бальсевич, А. Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его при-вычки и поведение (Г. К. Зайцев, СВ. Лободина, Д. Н. Давиденко). Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.
Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [Журнал «Современное дошкольное образование].
Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Важным фактором здоровья являются физические упражнения. Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания, оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания, содействуют осуществлению умственного, трудового воспитанию, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Также используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Также физические упражнения содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. В процессе занятий физическими упражнениями формируются волевые черты характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.
Нельзя обойти и музыкально-двигательные упражнения. Эти упражнения рассматриваются как одно из средств развития движений и как важнейшее средство воздействия на эмоциональную и нервно-психическую сферу ребенка. Музыку и движения объединяет ритм, темп.
Они являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
2. Развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС
Согласно ФГОС, «предметно – развивающая среда» — физкультурного центра - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями.
Предметно развивающая среда физкультурного центра также является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. И несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Я полностью согласна с требованиями ФГОС, что при создании предметно – развивающей среды физкультурного центра надо руководствоваться следующими принципами:
Полифункциональность среды
предметно-пространственная среда физкультурного центра, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна.
Трансформируемость среды
возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Принцип универсальности предметно-игровой среды физкультурного центра является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.
Всё оборудование доступно детям и безопасно. Инвентарь меняется еженедельно и или по необходимости, зависимости от освоения его детьми.
3. Роль интегрировнных физкультурных занятий по формированию ценностного отношения детей к здоровью и физическим упражнениям
Физкультурные занятия должны интегрироваться, быть интересными для всех детей. Аргументируя свою точку зрения, я пользуюсь преимущественно работами Решетневой Г., Абольяниной С.
«Помоги себе и тому, кто рядом» - таково содержание интегрированных физкультурных занятий по формированию ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ. Дети на занятиях выступают в роли спасателей, в помощи которых нуждаются их друзья, а также персонажи сказок и мультфильмов.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьба на лыжах, катание на коньках, роликах, самокате. В содержание занятий заключаются и ритмические упражнения.
Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Потому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста авторами разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства, К их числу относятся игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности- эстафеты и специальные игровые задания, такие, к примеру, как «Собери человека». Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определённое воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.
Игровой самомассаж - основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них осознанного стремления быть здоровыми.
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Я согласна с авторами Решетневой Г., Абольяниной С., что на занятиях физической культурой ситуации, требующие поддержки и одобрения взрослого, могут возникать чаще, чем на других занятиях, поскольку неточное выполнение движений вызывает у детей неуверенность, даже может привести к отказу выполнять какие-то упражнения. Педагогу необходимо вовремя замечать старание ребенка, его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.
В процессе общения педагога с детьми происходит не только передача знаний, умений и навыков, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее сущест-венным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.
Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Важную роль в организации занятий играет личность педагога : он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, идеально выполнять предлагаемые детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большой степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведё м общий итог рассуждениям:
Педагогические основы формирования у детей позиций ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями я вижу в реализации требований ФГОС. Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определё нных видах деятельности:
в младенческом возрасте и в раннем возрасте это двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
для детей дошкольного возраста это игровая и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, а так же музыкально-ритмические движения
Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей интересов каждого, его прав и обязанностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М. ,2013.
4. Беляева, И. В. Смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2009.-№7.
5. Кузнецова, М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей В ДОУ : Практическое пособие. -М. :Айрис-пресс, 2007.
6. Рябцунова, Н. М. Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2009.-№10.
7. Решетнева Г., Абольянина С. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ в процессе физического воспитания/Дошкольное воспитание. -2008.-№4.