Ольга Заболотнова
Основные пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача данного раздела здесь заключается в том, чтобы определить пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье через детский сад.
В настоящее время в системе образования огромное внимание уделяется развитию основ духовности личности ребенка. Нет однозначного понимания о том, что такое духовно-нравственные ценности. В «Большом психологическом словаре» читаем: «Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов». В «Толковом словаре русского языка» современная версия В. И. Даля дано определение духовности как «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» [35, стр. 58]. Согласно И. Ф. Харламову, нравственность – это составляющая часть комплексного подхода к воспитанию личности : «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [71, стр. 276]. А. Г. Адамова под «духовно-нравственными ценностями» понимает основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Публикация «Основные пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье» размещена в разделах
Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, семьи и детского сада, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности маленьких воспитанников. [2, стр. 26].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (2009) встречаются понятие духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственное развитие личности. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России рассматривается как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, мировое сообществ. Духовно – нравственное развитие личности - это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственный процесс развития личности взаимосвязанные понятия, которые ориентируют на становление духовно-нравственной культуры личности, в основе которой лежат традиционные духовные ценности, в том числе и народные ценности поколений.
Цель духовно-нравственного воспитания заключается в личности ребенка, его «погружение» в нравственное и культурное пространство отечественной культурно-исторической и духовной традиции, формирования его сознания и самосознания.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма,
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости,
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний,
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой).