Светлана Мухамадрахимова
Педагогическое сопровождение как метод коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в нашем городе, отмечается рост числа детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. Ранняя диагностика и направление ребенка в детский сад компенсирующего вида способствует более эффективной социальной адаптации и реабилитации ребёнка [1, 299].
Публикация «Педагогическое сопровождение как метод коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ» размещена в разделах
Я работаю во второй группе раннего возраста с малышами имеющими нарушение зрения. Такие дети находятся в более тяжелых условиях, поскольку плохо видят окружающее пространство, внешний облик людей. Поэтому, в первую очередь проводится действенная работа по адаптации детей в детском саду. Знакомство с детским садом начинается в игровой форме в условиях группы: приемная (раздевальная, туалетная комната, игровые зоны, спальня. «Вместе» с куклой Настей рассказываю о назначении различных помещений группы, правилах поведения в них, чтобы ребенок приспособился к непривычным ему условиям. Играя, помогаю преодолевать страх у детей перед незнакомым пространством.
Главная цель коррекционно-образовательной работы в МАДОУ № 18 г. Салавата - использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия педагогов и медицинского персонала. Вся образовательная и воспитательная деятельность воспитателя ведется согласно рекомендациям врача-офтальмолога. В соответствии с совместным планом работы врача-офтальмолога и воспитателя, во всех видах деятельности (игровой, познавательно - исследовательской, двигательной, продуктивной, наряду с общеобразовательными ставятся и коррекционные задачи [5, 208] .
Одна из главных задач при работе с детьми с нарушением зрения - научить беречь глаза, поэтому уже с раннего возраста провожу с детьми дидактические игры и упражнения, направленные на активизацию и стимуляцию зрительных функций. Обязательным элементом является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня. Очень нравятся детям зрительная гимнастика в стихах. Провожу гимнастику индивидуально с каждым ребенком, а так же со всей группой (в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий). Выполнение различных упражнений в комплексе с движениями глаз, оказывает не только общеукрепляющее влияние на весь организм ребенка, но и выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функции глаз.
В содержание педагогического сопровождения детей раннего возраста с нарушением зрения, входит следующее:
1. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте детей начинают вступать в игру со сверстниками, которая доставляет им большое удовольствие. Несмотря на это, им все еще нужна помощь взрослого. Поэтому привлекаю внимание детей друг к другу, учу играть вместе, хвалю всех и каждого из детей, подчеркиваю достоинства, в этом случае они с большим интересом относятся к общению друг с другом, чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стараются вызвать интерес к себе. В этом возрасте малыши уже понимают указания взрослых и могут менять свое поведение в соответствии с ними. Речь воспитателя особенно привлекает внимание малышей, они с удовольствием слушают сказки, стихи.
Для создания положительного настроя в группе, формирования потребности в общении, доброжелательного отношения друг к другу провожу различные игры и упражнения, например.
Игра «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.
Дети и воспитатель встают в круг и берутся за руки. Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Карим здесь… И Кирилл здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Вика! Здравствуй, Арсен. Здравствуй, Эмиль! и т. д.» Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и обнимают друг друга.
Игра «Сделай как Я»
Цель: создание условий для положительного отношения детей друг к другу.
Воспитатель говорит: «Я взяла Лизу за руку. Посмотри, Вика, сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Лиза. Или: «Я обнимаю Арсена, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Кариму. Сделай как я» и т. д.
2. Сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, на основе которых формируются представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве. Для детей с нарушением зрения, необходимо намного больше времени чтобы увидеть и узнать предметы.
Поэтому, знакомя с игрушками или предметами, их характерными признаками, меняя интонации, произношу слова медленно, певуче, одновременно проводя руками ребенка по игрушке (ощупывающие, поглаживающие движения). При обучении ребенка поиску игрушки или предмета, постепенно добиваюсь от него нахождения его взглядом. (Где мячик (кубик, шарик и т. д.? Вот мячик! На, возьми мячик). После того как ребенок запомнил название одной игрушки или предмета (форму, цвет, переходим к формированию у него понимания названия и признаков других игрушек или предметов.
3. Развитие мелкой моторики и осязания. Осязание - важное чувство для ребенка с плохим зрением. Необходимо включить в работу комплекс мероприятий, благодаря которому дети начинают воспринимать мир не только с помощью зрения, но и осязая его. Формирую у детей умение узнавать на ощупь окружающие предметы и игрушки в процессе игр и упражнений, например.
Игра «Чудесный мешочек»
Предложить детям узнать на ощупь знакомые, объемные предметы, лежащие в мешочке.
Игра «На что похоже»
Предложить детям прикоснуться к какому-либо материалу (мех, вата, зеркало и т. д.) и сказать, что это? и др.
Так же игры с использованием крупной мозаики; с бумагой; с мелкими предметами (камешки, крупа, мелкие игрушки).
Мелкая моторика направлена на развитие умственных способностей, речи. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста. Наряду с популярными и всем известными «Сорокой – вороной», «Ладушками» и т. д., использую авторские комплексы, разработанные в соответствии с календарно-тематическим планом. Они очень занимательные и оказывают положительное влияние на формирование речи и творческой деятельности, вырабатывают ловкость и учат малышей концентрировать внимание.
Ежедневно, в течение 5 – 10 минут проводятся занятия с мелкими игрушками, песком, крупой на выполнение заданий различной трудности. Например, достать из песка мелкие игрушки; покормить крупой или семечками птиц. Сюда можно отнести такие движения, как: покатать машинку, мяч, опустить игрушку в коробку и достать ее, покачать куклу, собрать предметы, различные по величине, форме и весу. Эффективными упражнениями для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ являются: шнуровка, собирание пирамидок, матрешек, мозаик, застегивание молний, пуговиц, сжимание мячиков и пищащих игрушек, и другие упражнения.
Закрепление результатов осуществляется в процессе всех видов детской деятельности путем соблюдения зрительных нагрузок, строгого выполнения рекомендаций врача-офтальмолога, соблюдения офтальмо-гигиенических требований.
Список литературы
1. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.
2. Основная образовательная программа МАДОУ № 18 г. Салавата.