Мария Фатеева
Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия взрослого и ребенка в процессе реализации образовательной деятельности. Ключевым условием, обеспечивающим качество взаимодействия становится умение педагогов реализовывать технологии педагогического сопровождения. Именно технология сопровождения обеспечивает оптимальные условия для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей. Технология сопровождения позволяет предупредить возникновение проблем развития ребенка, оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. Как показывают современные исследования, при переходе из дошкольного в младший школьный возраст, многие дети оказываются неготовыми к образовательной деятельности в школе, что обуславливается недостаточной сформированностью компонентов готовности к школьному обучению. Таким образом, становится важным разработать проект педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе.
Публикация «Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе» размещена в разделах
Готовность к школе определяется как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной и личностной сферы старшего дошкольника, что позволяет ему успешно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности и социальной позиции учащегося.
Подготовка старших дошкольников к школе это процесс, направленный на развитие следующих компонентов готовности : интеллектуального, позволяющего ребенку усваивать учебный материал, социально-психологического, направленного на формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей; физического, предполагающего развитие учет функциональных возможностей ребенка и состояние его здоровья, а также личностного, направленного на формирование отношения ребенка к школе и его самосознания.
Семья и ДОУ – это партнеры, которые обладают общей целью и задачами, строящие свою деятельность по формированию готовности старших дошкольников на основе взаимопонимания и открытого диалога.
Взаимодействие это процесс совместной деятельности воспитателя и родителей, основанный на их взаимопонимании по вопросам содержания, форм осуществления подготовки современного ребенка к школе и взаимной потребности добиться высоких результатов готовности его к школьному обучению. Реализуя общие цели, педагоги и родители в значительной степени повышают уровень готовности детей к школе, что в свою очередь блокирует различные проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие личности ребенка, его мотивации, сознания и пр.
Прогрессивная стратегия взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей вырастает на качественно новых ценностях гуманистической парадигмы образования. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями.
Был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было - изучить особенности взаимодействия детского сада и семьи при подготовке старших дошкольников к школе. Проводился он в два этапа: на первом - определялись особенности готовности старших дошкольников к школе и уровни их готовности; на втором- выявлялись представления педагогов и родителей о готовности старших дошкольников к школе и изучались особенности практики взаимодействия детского сада и семьи в подготовке к школе. Полученные результаты констатирующего эксперимента доказали, что существуют проблемы: недостаточное развитие мотивационных и познавательных компонентов готовности детей старшей подготовительной группы к школе; представления родителей о готовности ребенка к школе сводятся к обучению детей письму и чтению, что влияет на формирование у детей ясного представления о школе.
На основе данных исследования разработана этапная педагогическая технология, которая направлена на:
- развитие мотивационного и познавательного компонентов готовности ребенка к школе;
- организацию более активного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по вопросам подготовки детей к школе;
- расширение вариативности форм взаимодействия с родителями;
- повышение компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников при подготовке ребенка к школе, о современных подходах к готовности;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
Считаем, что разработанная нами педагогическая технология должна реализовываться на протяжении всего периода старшего дошкольного возраста (в течение двух лет). Таким образом, взаимодействие разворачивается как совместная деятельность субъектов в форме сотрудничества, параллельного действия, взаимного дополнения и координации. Такое взаимодействие приводит к преодолению неподготовленности ребенка к школе.
Список литературы
1. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства : Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М. В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т. И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З. А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А. Г. Гогоберидзе. - СПб., 2005.
2. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе. Педагогический альманах «Детство» - Санкт-Петербург: №1 – 1998
3. Бабаева Т. И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.
4. Березина Т. А. Взаимодействие детского сада и семьи как условие реализации программы «Детство» / Педагогика детства : Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М. В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т. И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З. А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А. Г. Гогоберидзе. - СПб., 2005.
5. БезрукихМ. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М., Дрофа, 2015
6. Воронина О. И. Педагогическое сопровождение семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе. - Спб. :2009.- 126с.