Елена Хажинская
Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация Актуальность темы определяется тем, что процесс формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе является в настоящее время одной из самых острых проблем, стоящих перед современной педагогикой. В работе рассматриваются вопросы готовности старших дошкольников к обучению в школе, акцент сделан на пути формирования мотивационной готовности старших дошкольников к школьной жизни. Ключевые слова Готовность к обучению в школе, мотивация, мотивационная готовность, познавательная деятельность, основы учебной деятельности. Мотивация как педагогическая категория в отечественной дидактике рассматривали такие ученые как М. А. Данилов, М. Ю. Олешков, И. А. Каиров, Г. И. Кириллова, В. М. Уваров, Г. И. Щукина и др. Поэтому, изучив и проанализировав психолого - педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что понятие «мотивация» можно рассматривать как систему взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности человека и как совокупность побуждений, которые вызывают некую активность человека и приводят его к совершению определенных конкретных действий. Система этих действий определяет общую направленность личности. Мотивация обуславливается как личностными особенностями человека, так и системой педагогических средств воздействия и взаимодействия с ребенком. Мотив не возможен бездеятельности, так же как и деятельность не возможна без мотива. Понятие «деятельность» мы рассматриваем как некоторая совокупностью действий,
Публикация «Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
которые подчиняются частным целям. Роль общей цели выполняет осознанный мотив. Любая деятельность предполагает результат. Дошкольник входит в деятельность руководствуясь, как правило, мотивом «хочу!». В связи с этим проблема формирования мотивационной готовности дошкольника к обучению в школе достаточно актуальна Мы считаем, что от мотивации ученика будет зависеть успешность его адаптации в школе. В связи с этим от воспитателей дошкольных организаций требуется формирование у дошкольников желания занять новую позицию – позицию школьника. Поступление ребенка в школу означает смену его социального статуса, следует ломка старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, которые ему диктуют взрослые. Адаптация затрагивает всех первоклашек, это процесс и результат согласования индивидуальных возможностей ребенка, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в новых социальных общностях, установление соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Необходимо отметить, что проблема мотивационной готовности к школьному обучению заключается в соответствии психических свойств, качеств ребенка с школьными правилами. А. Анастази, А. И. Запорожец отмечают, что феномен готовности ребенка к школьному обучению включает систему качеств личности, включая особенности ее мотивации. Рассматривая структуру готовности к обучению в школе, мы видим, что в описании каждой структурной единице присутствует мотив : - интеллектуальная готовность - достижение достаточного для начала обучения уровня зрелости психики ребенка, и мотивов познавательной деятельности в объёме стандартной программы детского сада; - личностная готовность - желание не просто пойти в школу, чтобы стать взрослым, но и выполнять связанные с учением обязанности, желания общаться со сверстниками и взрослыми с целью ознакомления с окружающим миром; - достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Обеспечить необходимый уровень сформированности внутренней позиции школьника и мотивов учения возможно лишь при создании специальных педагогических условий воспитания. Основой мотивов для формирования основ учебной деятельности является любопытство и любознательность дошкольников, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество при умелом его развитии может перерасти в потребность к познанию. Практическая направленность полученных знаний также является толчком для деятельности детей, толчком для дальнейшего уточнения и расширения их знаний. Необходимо отметить, что исследования формирования основ учебной мотивации дошкольников показывают стихийность формирования данного феномена, несмотря на то, что образовательные программы дошкольного образования имеют принципиальную возможность целенаправленного ступенчатого развития мотивационной готовности ребенка к школьному обучению, учитывают особенности возраста с преимущественной ориентацией на способы деятельности. [1,5]
Инновационная образовательная среда дошкольного учреждения позволяет создать пространство активного и целенаправленного субъект - субъектного взаимодействия участников педагогического процесса, что положительно повлияет на внутриструктурную динамику мотивационных структур, и позволит управлять их перестройкой. К таким факторам относятся: снятие оценки и временных ограничений; демократический стиль общения; ситуация выбора; личностная значимость; разнообразие форм занятий; продуктивный, творческий вид работы; участие в деятельности дошкольного учреждения родителей, самых значимых субъектов социализации дошкольников. Условия дошкольного учреждения детей позволяет нам обеспечить продуктивность деятельности дошкольника, что гарантируется реализацией деятельностного подхода в работе, а также интеграцией учебного материала, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения, его практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности. Информация, которую дают воспитатели маленькому Человеку, построена на основе феномена «ребенок и его окружение», и границы ее расширяются в зависимости от его возраста. Ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта – игрушечного замка, машины, изготовление поделки для папы, салфетки для мамы, разучивание стихотворения или песни для бабушки. На занятии ребенок постоянно оказывается перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения. Разнообразная деятельность ребенка в процессе игры - исследования на легоконструировании, разучивания и исполнения музыкально - ритмических композиций «Антошка», «Пляшут наши детки», «Танец пяти настроений», участия в креативном тренинге, отгадывания загадок, инсценирования сказок, изготовления поделок из разных материалов (бумаги, пластилина, бусинок, перьев, папье - маше и др.) удовлетворяет его любознательность. При всех видах работы мы используем опосредованную интеграцию и непосредственное взаимодействие с другими видами деятельности. [4,5] На формирование мотивационной готовности к школьному обучению влияют и формы представления результатов деятельности дошкольников : демонстрация продукта (коллекция, костюм, макет, коллаж, гербарий, альбом, газета, фотоальбом); инсценировка - диалог литературных героев; игра с микро группой или группой; сообщение; ролевая игра; спектакль; соревнование; праздник; выставки; сказка; участие в конкурсах, представление проекта и др. [1,2,5]
Литература
1. Верховых, И. В. Проектная деятельность младших школьников в процессе изучения основ православной культуры [Текст] / И. В. Верховых, Н. П. Шитякова: Основы православной культуры: учебно - методическое пособие. – Челябинск, 2012. – С. 6 - 12. 2. Верховых, И. В. Формы осуществления преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой [Электронный ресурс] / И. В. Верховых: Воспитание, обучение, образование: новые методы и технологии: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно - практической конференции. 2017. – Режим доступа: https: // elibrary.ru / item.asp?id=30132445.
3. Козлова, Н. А. Некоторые подходы к интеграции дополнительного и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н. А. Козлова: В сб. : Педагогика,
психология и образование: от теории к практике. Сб. научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. – Ростов на Дону: Инновационный центр развития образования и науки. 2014. С. 79 - 81.
4. Козлова, Н. А. Педагогическая поддержка дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования. / В сб. : Инновационные процессы в образовании. Материалы VIII Международной научно - практической конференции: в 3 - х частях. - Челябинск. 2004. С. 162 - 169
5. Козлова, Н. А., Гибадуллина О. Н. Мотивация педагогов к инновационной деятельности. / В сб. : Инновационные технологии обучения, воспитания и социально - психологических процессов сборник научных трудов по материалам I Международной научно - практической конференции. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 49 - 57.