тАТЬЯНА хМЕЛЕВСКАЯ
Педагогическое содействие развитию словесного творчества детей дошкольного возраста
Педагогическое содействие развитию словесного творчества детей дошкольного возраста
Хмелевская Т. В.
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» города Губкина Белгородской области.
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) выделяет значимым для образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) индивидуальную помощь и поддержку растущей личности [1, c. 95], а психолого-педагогической практикой на основе научных представлений установлено, что проявление творчества в деятельности детей дошкольного возраста служит предпосылкой к их дальнейшему развитию.
Публикация «Педагогическое содействие развитию словесного творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К моменту завершения периода дошкольного образования, ребенок поступающий в школу должен уметь самостоятельно излагать свои мысли, давать развернутые ответы на вопросы для восприятия и воспроизведения учебных материалом, а значит обладать достаточным уровнем развития речи. Таким образом актуальным является вопрос педагогического содействия развитию словесного творчества детей дошкольного возраста. По мнению Малютиной Е. В. педагогическое содействие – это помощь воспитанникам в преодолении того или иного препятствия, ориентируясь на имеющиеся у них реальные и потенциальные возможности и способности; развитие у воспитанников потребностей в успешности самостоятельных действий [2, с. 92]. Развитие словесного творчества значительно усиливает возможности ребёнка дошкольного возраста, развитая речь помогает усвоить формы сотрудничества с окружающими сверстниками и взрослыми, но данный процесс достаточно последовательный, сложный и требует помощи взрослого его педагогического содействия [3].
На наш взгляд, педагогическое содействие сочинению и придумыванию сказок детьми дошкольного возраста, является источником развития их словесного творчества. Ещё в 40-е годы XX-го столетия Д. М. Арановская, А. В. Запорожец, О. М. Концевая, Б. М. Теплов и другие ученые в своих исследованиях проблемы эстетического восприятия литературных произведений детьми, сделали вывод о соответствии сказки возможностям детей дошкольного возраста. Сочиняя сказку, ребенок проигрывает сюжет, соотносит себя и свое поведение вместе со сказочным персонажем. Издавна сказки олицетворяли моральные ценности и нравственные законы, а также представляли собой народную мудрость.
В рамках реализации ФГОС ДО на практике ДОО рекомендуется включать детей дошкольного возраста в образовательные ситуации, способствующие развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста к пониманию сказки, как выдумки или вымысла, содействию образного мышления, восприятия, памяти и творческого воображения. Таким образом начинает действовать приём сочинения сказок. Для того, чтобы дети начали размышлять педагог, предлагает отгадать, какие герои будут в новой сказке. Затем подбирает проблемный вопрос, тем самым заставляя критически мыслить и побуждать детей к сочинению и фантазии. Вначале первые сочинения детей больше похожи на рассказы и повести. Далее педагог предлагает проанализировать несколько сказок, как они начинаются и как заканчиваются.
Результаты работы показывают, что педагогическое содействие развития словесного творчества способствует овладению детьми определенным объемом знаний, умений и навыков для их всестороннего развития, а именно: привлечению внимания к устному народному творчеству через сочинение, вымысел и фантазирование; развитию монологической и диалогической речи, умения связно высказываться; обогащению словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство [4].
The main scientific approaches and features of innovative processes in the field of national education are considered. It is analyzed the most innovative pedagogical interactive technologies (discussion, game projecting, case studies, training) and identified key aspects of the development of education in Russia.
Key words : discussion, game design, innovation, innovative education, interactive technologies, case studies, expertise, training.
Литература.
1 Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника : показатели и методы выявле-
ния // Детский сад от А до Я. - 2014 - №5. - С. 54 -69
2 Бозина Н. А., Савина Н. М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности
руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. -
2013 -№6 - С. 67-70.
3 Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов выс-
ших учебных заведений Текст. - СПб. : Речь, 2014 - 272 с.
4 Губанихина Е. В., Замятнина Н. В. Организационно-педагогические условия управления орга-
низацией социального партнёрства дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. —
2016 — №24. — С. 444-446.
5 Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительно-
стью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1998.- 439с.