Ульяна Матвеева
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребенка с ОВЗ компенсирующей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида»
Программа
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
для Ф. И.
(группа компенсирующей направленности)
Срок реализации 01.09.2018 – 31.05.2019 г.
Разработана :
Учитель-логопед: Матвеева У. А.
Педагог-психолог: Ф. И. О.
Красноярск, 2018 г.
Содержание
I. Целевой раздел 3
1. 1. Пояснительная записка 3
Публикация «Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребенка с ОВЗ компенсирующей группы» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1.1.1. Значимые для реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка 3
1.1.2. Цели и задачи реализации программы 3
1.1.3. Принципы к формированию программы 3
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
4
II. Содержательный раздел 4
2.1. Описание образовательной деятельности 4
2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности 5
2.2.1. Программа логопедической работы 5
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка 7
III.Организационный раздел
7
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 7
3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы 7
I. Целевой раздел
1. 1. Пояснительная записка
1.1.1. Значимые для реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка.
Ребёнок посещает МБДОУ № 104 группу компенсирующей направленности с 01.09.2017 г.
По результатам комплексного обследования специалистами ПМПК от 02.05.2017 г. у ребенка выявлены ограниченные возможности здоровья.
Заключение ПМПК – Дизартрия, заикание.
Рекомендованы занятия с логопедом, психологом.
В ходе проведенной специалистами ДОУ оценки индивидуального развития выявлено следующее:
Речевое развитие Познавательное развитие
Словарный запас: соответствует возрастной норме
Грамматический строй речи. Сформирован.
Связная речь. В речи использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Причинно-следственные отношения устанавливает.
Слоговая структура. Не нарушена.
Фонематическое восприятие. Фонематический слух сформирован недостаточно. Единичные ошибки допускает при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками.
Звукопроизношение. Нарушено произношение сонорных звуков [л], [р], [р'].
Легко вступает в контакт, на вопросы отвечает охотно. Эмоционально адекватен.
Внимание недостаточное, неустойчивое, переключаемость в норме.
Объём слухоречевой и зрительной ниже возрастной нормы.
Уровень целостного восприятия объектов соответствует возрасту.
Знает основные цвета. В пространстве, геометрических фигурах, оттеночных цветах ориентирован недостаточно.
Разрезные картинки из 4-х частей складывает самостоятельно.
1.1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель: создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Обеспечить овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка.
2. Обеспечить коррекцию нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказать ему квалифицированную помощь в освоении Программы.
1.1.3 Принципы к формированию программы
• Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
• Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
• Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Виды образовательной деятельности Планируемые результаты
Речевое развитие Сонорные звуки ([л], [р], [р']) поставлены и автоматизированы в связной речи ребёнка. Дифференцирует оппозиционные звуки в произношении. Владеет навыком звукового анализа и синтеза. Может выразительно рассказать небольшое стихотворение, соблюдая паузы, интонационную выразительность.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Область Задачи
Речевое развитие Формировать произносительную сторону речи
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать языковой анализ и синтез.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения.
Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика
Нищева Н. В. Играйка 1-13. Дидактические игры для развития речи дошкольников.
Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Новые логопедические распевки.
Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп
Нищева Н. В. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР
Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Учебно-методическое пособие.
Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.
Нищева Н. В. Если ребёнок плохо говорит… Советы логопеда родителям дошкольников.
Родителям о речи ребёнка. Автор-составитель Нищева Н. В.
Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки.
Нищева Н. В. Развивающие сказки.
Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики.
Нищева Н. В. Играйка3. Игры для развития речи дошкольников. Нищева Н. В. Играйка 4. Собирайка.
Нищева Н. В. Играйка 5.
Нищева Н. В. Играйка 7. Собирайка.
Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка.
Нищева Н. В Играйка 12. Маленькая хозяйка. Игры для развития речи, мышления, внимания.
2.2. Описание программ коррекционно-педагогической направленности.
2.2.1. Программа логопедической работы
Логопедическое заключение: Дизартрия.
Цель работы : коррекция и совершенствование речи ребёнка
Формы работы Направления и задачи работы :
Индивиду-
альное занятие
1. Коррекция произносительной стороны речи.
1.1. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию сонорных звуков.
1.2. Сформировать правильные уклады сонорных звуков.
1.3. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
1.3. Развивать навыки самоконтроля качества своей речи.
1.4. Вводить в самостоятельные высказывани слова сложной слоговой структуры.
1.5 упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.
проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.
Завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.
2. Работа над фонематическим восприятием.
2.1. Учить дифференцировать слоги.
2.2. Учить дифференцировать фонемы.
2.3. Развивать навыки элементарного звукового анализа.
3. Развитие мелкой моторики
3.1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: шнуровки, мозаики, застежки.
3.2. Развитие зрительно-моторных координаций:
- работа по зрительно-двигательным траекториям;
- рисование по точкам.
Направления логопедической работы по периодам обучения.
Направления работы 1-й период
(сентябрь-ноябрь) 2-й период
(декабрь-февраль) 3-й период
(март-май)
Коррекция звукопроизношения
Постановка и автоматизация сонорного звука [л] в словах, предложениях. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [р], [р'].
Работа над просодикой речи : чистым, сильным полетным голосом, выразительностью.
Автоматизация сонорного звука [л] в связной речи. Постановка и автоматизация сонорных звуков [р], [р'] в словах, предложениях.
Работа над просодикой речи : чистым, сильным полетным голосом, выразительностью.
Автоматизация сонорных ([р], [р']) звуков в связной речи. Дифференциация сонорных звуков ([л-р], [л'-р'])
Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
Работа над просодикой речи : чистым, сильным полетным голосом, выразительностью.
Развитие словаря Согласно АООП ДОУ Согласно АООП ДОУ Согласно АООП ДОУ
Развитие звукового анализа Согласно АООП ДОУ Согласно АООП ДОУ Согласно АООП ДОУ
Формирование грамматического строя речи Согласно АООП ДОУ Согласно АООП ДОУ Согласно АООП ДОУ
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
- шнуровки, мозаики, застежки.
- рисование по точкам.
Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям;
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-штриховка в разных направлениях, раскрашивание;
-обведение по контуру.
Развитие связной речи Согласно АООП ДОУ Согласно АООП ДОУ Согласно АООП ДОУ
Расписание работы :
Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие Понедельник – 10.35 – 10.50
Среда- 10.35 – 10.50
Консультации (родителей) Среда- 18.00-19.00
Консультации (педагогов) Вторник – 14.00-15.00
Четверг – 14.00-15.00
ПМПконсилиум согласно плану ПМПк
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка
Целевая группа Задача Форма
Родители ребенка с ОВЗ
Обучение родителей технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ
Участие в реализации адаптированной образовательной программы Консультации специалистов (групповые, индивидуальные, по запросам
родителей и по усмотрению педагогов);
- проведение традиционных родительских собраний;
- практические занятия с участием педагогов, родителей, ребенка;
-открытые занятия;
- организация и проведение совместных мероприятий.
III. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка :
1. Включение в план образовательной деятельности воспитателя индивидуальных занятий по заданию логопеда, проведение логопедических пятиминуток, организация подвижных игр и пальчиковой гимнастики;
2. Индивидуальная работа логопеда, воспитателя с ребёнком по формированию правильного звукопроизношения.
3. Обеспечение постепенного усложнения речевых и речемыслительных заданий; планирование воспитателями фразового материала для его спонтанного или специального изучения в ходе режимных моментов, быта.
4. Специальный подбор соответственно тематическому планированию и рекомендациям логопеда художественной литературы и иллюстративного материала;
5. Организация подгрупповой совместной деятельности с детьми (игровой, продуктивной) по рекомендации психолога;
6. Активное включение ребенка в групповые формы работы, привлечение к участию в диалогах в течение дня в совместной деятельности;
7. Чередование совместной и самостоятельной деятельности ребёнка предоставление возможности для отдыха, уединения, умеренный темп деятельности;
8. Взаимодействие педагогов и специалистов по организации сопровождения ребенка;
9. Регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключение к этому всех участвующих в занятии специалистов, родителей;
10. Предъявление инструкций – четко, с использованием стимулирующей и организующей помощи при необходимости.
3.2. Описание материально-технического оснащения Программы.
Образовательная область Материально-техническое оснащение
Развитие речи
Зеркало с лампой дополнительного освещения.
Стульчики для занятий у зеркала.
Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.
Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки цветов и т. п.).
Картотека материалов для автоматизации и дифференциации шипящих звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп.
Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения.
Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
Предметные картинки по изучаемым лексическим темам.
Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок.
Парные картинки.
«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща.
Лото, домино по изучаемым темам.
«Играйка 1-12»
Альбом «Круглый год».
Альбом «Мир природы. Животные».
Альбом «Живая природа. В мире растений».
Альбом «Живая природа. В мире животных».
Альбом «Мамы всякие нужны».
Альбом «Все работы хороши».
Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях. Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков в словах и предложениях.
Картотека словесных игр.
Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим темам.
Разрезные картинки и пазлы по изучаемым лексическим темам. Кубики с картинками по изучаемым темам.
Игра «Составь из частей» для магнитной доски.
«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями. Деревянные и пластиковые пирамидки разных цветов. Массажные мячики разных цветов и размеров.
Яркие прищепки и игрушки из них.
Игрушки-шнуровки.
Игрушки-застежки.
Средняя и крупная мозаики.