Наталья Бусыгина
Адаптация как важный этап в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация как важный этап в развитии ребенка»
Методист О. В. Решетникова
Воспитатель, Н. В. Слепова
Воспитатель Н. С. Бусыгина
Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.
Публикация «Адаптация как важный этап в развитии ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребё нка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с
незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы
забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его,
что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у
ребенка вспыхивает гнев, раздражительность, которое прорывается наружу. В период адаптации он раним настолько, что
поводом для агрессии служит всё.
Адаптация – это привыкание к новой обстановке. У маленьких детей такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют управлять собственными эмоциями или, например, подстраивать обстоятельства под свою зону комфорта. В ходе подготовке к важному периоду в жизни ребенка нами была разделена работа по нескольким направлениям:
1) Профессиональное направление, включало в себе изучение: методической, научно-популярной литературы по данному периоду, анализ особенностей детей данного возраста, изучение основных компонентов адаптации, подбор игр и игровых пособий, игрушек и т. д.
2) Информационно-просветительское направление.
К встрече с родителями мы также подготовились – завели необходимые журналы, подобрали консультации для родителей по вопросу адаптации и по проблемам, которые их могли заинтересовать в первые дни посещения детского сада, группы.
Обновили всю информацию в информационном блоке на сайте детского сада и нашей группы, используя средства дистанционной связи. Здесь родители могли ознакомиться с педагогическом составом группы, информационными листами, отражающие: правила внутреннего распорядка для родителей (законных представителей) и детей, режим дня, расписание НОД группы, консультации о большом значении периода адаптации, цикл бесед с родителями и т. д. Особое внимание в ходе бесед было уделено особенностям формирования культурно-гигиенических умений, навыкам поведения за столом, а также процедуре подготовке ко сну и сон детей младшего дошкольного возраста.
Так же в ходе подготовке родителей к периоду адаптации была проведена экскурсия по детскому саду и по группе, мы обращали внимание родителей на оснащение предметно – развивающей среды группы, наличие уголка уединения и т. д. В итоге нашей беседы и экскурсии по группе у родителей не оставалось сомнений, что мы с большим нетерпением ждем первой встречи с их малышом и полностью к ней готовы!
Такая комплексная и систематическая работа позволила нетолько нам педагогам, но и родителям, а в особенности детям пройти период адаптации менее болезненно. Этот период научил нас многому. Все дети знают, где находятся их шкафчики, полотенца, кроватки, едят самостоятельно, с незначительной помощью взрослых, одеваются и раздеваются, что свидетельствует о полной сформированности культурно-гигиенических навыков на данным возрастном этапе. Усвоили некоторые правила поведения в группе, стали более общительными, начинают играть вместе, делятся игрушками, что говорит о первых зачатках социализации.
С родителями налажена плодотворная работа, проведено несколько родительских собраний на тему «Первые дни в детском саду», «Адаптация. Как к ней подготовиться?». Родительский комитет активно включен в жизнь группы и детского сада в целом.
Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, знают, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом.
Такой результат не может не радовать! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по - настоящему чудесным!