Ульяна Ковалевская
Консультация «Педагогическое общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое общение.
1). Каким образом можно организовать непосредственное общение?
Непосредственное общение - реализуется в процессе организации педагогом деятельности обучающихся как в образовательном учреждении, так и вне его. Оно может осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.
Публикация «Консультация „Педагогическое общение“» размещена в разделах
Организация непосредственного общения с классом, группой (начальный период общения) : На этом этапе уточняются условия и структура предстоящего общения, реализуется спланированная ранее модель общения. В первые минуты общения с классом учитель должен уточнить возможности использования избранных методов обучения, почувствовать общее положение детей, их настроенность на работу. Условиями успешности осуществления этого этапа выступают : 1. оперативность при организации изначального контакта; 2. оперативный переход от организационных процедур к деловому общению, отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия ; 3. оперативность достижения социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»; 4. умение «транслировать» собственную расположенность, дружественность; 5. мотивация деятельности и показ пути достижения целей; 6. понимание ситуативной, внутренней настроенности учащихся, передача учащимся этого понимания; 7. преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся.
Управление общением в развивающемся педагогическом процессе( 2 этап непосредственного общения).
Урок, воспитательное мероприятие -это система взаимоотношений, и именно в ней осуществляется педагогический процесс. Поэтому важно следить, как складываются и развиваются взаимоотношения учителя с учениками в ходе учебной деятельности.
Условиями успешности осуществления этого этапа являются:
1. умение поддерживать инициативу учащихся, организовывать диалогическое общение; 2. умение корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия ; 3. умение преодолевать барьеры общения; 4. умение реально управлять общением с детьми, распределять внимание к ним; 5. умение оперативно решать коммуникативные задачи, быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения ; 6. способность к педагогической импровизации. 7. анализ осуществленной системы общения и моделирование предстоящей системы общения.
2). Каким правилам следует педагог, управляя общением, чтобы оно было диалогичным?
Диалог - это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией. Переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. Диалог - это не просто вопрос - ответ, он ориентирован на решение учебно - воспитательных целей, он предлагает выявление (в беседе, дискуссии) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, откровенности. В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением. В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы. Чтобы возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выполнять следующие правила :
Первое правило – формирование чувства Мы. Достигается устранением, ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия. Педагог должен следить за тем, чтобы не вторгаться в личное пространство ребенка, не давить на него. Оптимальная физическая дистанция в общении благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом. - Мы равны. Если взрослые не разрешают ребенку трогать их вещи, то и педагог не должен вторгаться в личное пространство ребенка, его карманы, шкафчики, мысли.
- Мы рядом. Соблюдать оптимальную дистанцию в общении (не «над», не «под», а «рядом»).
- Мы понимаем друг друга. Чтобы ребенок понимал смысл требований, необходимо опираться на его жизненный опыт, учитывать уровень его понятий.
Второе правило – обязательное установление личностного, контакта с детьми. Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе, к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес, а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.
Третье правило – демонстрация собственной расположенности. Это проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей, с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т. д.) , как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.).
Четвертое правило показ ярких целей совместной деятельности. Значимость этого положения убедительно обоснована А. С. Макаренко в его учении о перспективе: близкой, средней и дальней.
Пятое правило – постоянное проявление интереса к детям. Педагог должен уметь слушать и при этом слышать, сопереживать, не обделяя своим вниманием никого из ребят, дорожить мнением детей, рассказывать о себе и спрашивать, задавать вопросы, говорить комплименты.
Шестое правило – оказание и просьба помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо инструментировать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. В любой деятельности учащихся важно создать положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения с помощью различных средств: авансирования, подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, оказания скрытой помощи, мобилизации активности, усиления мотивации.
3. Что означает выражение «преподаватель, лидер в управление обучением, фасилитатор воспитательно-образовательного процесса?
Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.
Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.
Главная задача фасилитатора - донести до школьника мысль о том, что основной результат обучения в школе - способность к интенсивному и грамотному поиску знаний. Личностные изменения, а не статическое знание, являются единственным, что имеет смысл при выборе цели образования в современном мире. Значимое учение определяется особенностями отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и учащимся.
Обучение строится следующим образом: учитель помогает сформулировать цели и задачи, стоящие перед группой учеников или перед каждым учащимся в отдельности, а далее создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем. При этом учителю важно: 1) быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства; 2) демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях; 3) проявлять эмпатию, т. е. понимание чувств и переживаний каждого школьника.
4. Какая позиция педагога в общении с обучающими больше нравится вам и почему? Вы уверены что она вызовет уважение?
Модели педагогического общения : «Монблан/Эльбрус» (дикторская)- педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
«Китайская стена» (неконтактная)- очень близка по своему содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой - либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
«Тетерев» (гиперефлексивная)- заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.
«Локатор» (дифференцированное внимание)- основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
«Робот» (негибкое реагирование)- взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
«Я-сам» (авторитарная)- учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется. Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
«Гамлет» (гиперрефлексивная)- противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.
«Приятель» (заигрывание)- стиль общения – «заигрывание» – стремление завоевать ложный авторитет.
Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Я считаю, что эта модель самая оптимальная так, как в системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики. Педагог находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу. Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в классе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении.
Так же позиция учителя в сфере общения должна быть адекватна психологическим и возрастным особенностям учащихся: -В младших классах: Учитель – организатор жизнедеятельности детей. -В подростковых классах: Учитель – руководитель, наставник в жизнедеятельности. -В старших классах: Учитель – советчик, консультант по широкому кругу вопросов.