Ольга Сергеевна
Консультация «Пальчиковые игры для развития речи — польза и радостное общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение, детский сад
комбинированного вида № 40 «Золотая рыбка»
142001, Московская область, г. Домодедово, мкрн. Северный, улица Речная 1б. Тел. 8(496)79-3-70-79
Консультация для воспитателей на тему:
«Пальчиковые игры для развития речи»-польза и радостное общение»
Подготовила воспитатель:
Швейцер О. С.
г. Домодедово
2017г.
Публикация «Консультация „Пальчиковые игры для развития речи — польза и радостное общение“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Консультация «Пальчиковые игры для развития речи»-польза и радостное общение.
У детей в настоящее время, развита не достаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин:Родовые травмы при рождении, отягощенная посредственность, постоянная занятость на работе Родителей и многое другое. Ученные которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Учёные установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности
Тонких движений пальцев рук. Так на основе проделанных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность : если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина)
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук,а точнее от пальцев.
Перед педагогами в детских садах и перед родителями дома стоит задача : научить детей правильной, красивой речи.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренеровки движений пальцев рук
Очень важно чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития у ребенка. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Большое значение для развития речи детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, играми вкладышами, мелким конструктором,конструктором типа лего, раскрашиванием рисунков, рисованием по точкам, самомассаж пальцев и кистей рук, занятия аппликацией, разными видами шнуровки, оригами.
Можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальцы рук. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной ручки в другую карандаши, пуговицы, спички.
Также большое значение для развития речи детей оказывают подвижные игры с мячами разных диаметров.
Речь детей становится более развитой при ролевых играх, играх с куклами из кукольного театра,
Обыгрывание построек из строительного материала, играх – драматизациях.
Проговаривание своих действий во время умывания, одевания, игр имеет огромное значение для активизации словарного запаса детей. Стимулирование речевого развития происходит путем тренировки движений пальцев рук. Активные упражнения для пальцев рук подбираются с учетом возрастных особенностей. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика,каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течении 2 – 3 минут.
Наиболее приемлемыми для развития речи детей, как в детском саду и дома являются пальчиковые игры, т. к. не требуют больших затрат, много места для хранения.
Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой.
Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они просто украшают упражнения, делая их для ребенка более привлекательными.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки :
1. Сорока белабока
Кашу варила,
Детишек кормила
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
2. Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик –папочка,
Этот пальчик –мамочка,
Этот пальчик-я,
Вот и вся моя семья.
Если упражнения вызывают у детей трудности, то можно помочь ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
В этих стихах можно сгибать пальчики то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания с предварительным показом.
«Пальчики здороваются»-кончики большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
«Слоненок»- средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный ноги. Слоненок идет по столу)
«Корни деревьев»-кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, а так же подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кистью рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики :
-застегивание и расстёгивание пуговиц;
-шнурование ботинок;
-шнуровка на специальных рамках;
-нанизывание колец на тесьму;
-игры с мозаикой;
-сортировка мозаики по ячейкам ;
-игры с конструкторами;
-перебирание круп, зерен (фасоль отделить от гороха, подделки из риса)
Массаж рук и пальчиковая гимнастика.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.
Это благоприятно влияет на психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Большим и указательным пальцем одной руки массируют – растирают каждый палец, начиная с ногтевой фаланги и мизинца другой руки.
3. Массируют тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
4. Переплетают вытянутые пальцы обеих рук и слегка трут их друг о друга, направляя ладонями в противоположные стороны.
5. Переплетенные пальцы «закрывают на замок»и подносят к груди. Пауза, повтор 3 – 5 раз.
6. Вытягивают пальцы вверх и шевелят ими.
7. Встряхивают руки,расслабляют их и отдыхают.