Ольга Байбара
Консультация для родителей «Позитивное общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети учатся тому, что видят в своей жизни.
Дорис Лоу Ноулт
Общение – это взаимопонимание взрослого и ребенка.
Так как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются. Большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.
Публикация «Консультация для родителей „Позитивное общение“» размещена в разделах
И все-таки, общаться с ребенком просто. Потому что часто этот процесс приносит радость. А чтобы общение всегда было полезным и позитивным и взрослому, и ребенку можно использовать несколько правил.
1. Безусловно, принимайте и уважайте ребёнка.
2. Если вы рассержены на ребёнка, нужно выражать своё недовольство. Но не ребёнком в целом, а его отдельными действиями.
3. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства.
4. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие ребёнка.
5. Активно выслушивайте его переживания и потребности.
6. Будьте чаще вместе (читайте, играйте, гуляйте).
7. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется самостоятельно.
8. Помогайте, когда просит ребёнок.
9. Поддерживайте его успехи.
10. Делитесь своими чувствами друг с другом.
11. Конструктивно разрешайте конфликты.
12. Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
Главный принцип позитивного общения – безусловное принятие ребёнка. Любить его не за то, что он красивый, умный, способный, хороший помощник, а просто так, за то, что он есть!
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к ребенку: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться, драться, грубить, не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Из таких фраз ребенок понимает, что его принимают условно, что его любят (или будут любить) «только если…». Условное, оценочное отношение таким образом внедряется в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но они, эти средства, не всегда безотказны. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок слышит, что он дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, возможно.
Выбирая необходимый стиль общения, всегда нужно помнить, что дошкольный возраст-самое подходящее время для того, чтобы вселить в ребенка уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это делать будет делать очень трудно.