Наталья Юматова
Педагогический совет «Умение общаться — залог успешной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеразовательное учреждение «Малоугреневская СОШ» структурное подразделение Бийского района Алтайского края
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила:
Старший воспитатель
Юматова Н. А.
2018 г.
В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и душа, и мысли…Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами.
А. П. Чехов
I. Вводная часть
Публикация «Педагогический совет „Умение общаться — залог успешной деятельности“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Игра-разминка «Австралийский дождь» (5 мин)
Цель: создание условий для психологической разгрузке участников
Участники встают в круг
Инструкция: знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернуться ко мне,я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер (потереть ладонь о ладонь)
Начинает капать дождь (постукивание пальцами рук друг о друга)
Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по плечам)
Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)
А вот и град - настоящая буря (топать ногами)\
Но что это? Буря стихает (хлопки пл бедрам)
Дождь утихает (Хлопки ладонями по плечам)\
Редкие капли падают на землю (постукивание пальцами рук друг о друга)
Тихий шелест ветра (потереть ладонь о ладонь)
Солнце (поднять руки вверх)
II. Основная часть
«Мозговой штурм»
Инструкция : Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности
Ответы:
• Трудится на совесть, желание приносить пользу людям
• Постоянный поиск оптимальных путей деятельности
• Стремление к достижению цели
• Постоянное стремление к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации
• Причины не удовлетворяющие их результативности своей деятельности ищут прежде всего в себе, в методике своей работы
• Высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем
• Умение общаться
Ведущий: Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом общества действующих в нем ном поведения, основанных на принципе «Уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой». Усвоение этого принципа особенно важно для тех людей, которые выбрали профессию педагога, воспитателя. Ведь именнно им придется обучать дошкольников культуре речи и правилам этикета. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая высокого профессионализма и огромных душевных сил
Речевая культура педагога
Речь педагога для ребенка является образцом, который он воспринимает и по которому учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя часто является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. Требования к речи педагога – правильность, точность, логичность изложения, чистота, выразительность, богатство выражения, уместность, ясность.
Правильность речи – это соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Дмитрий Иванович Писарев писал : «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».
Точность речи – это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Константин Александрович Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла».
Логичность изложения – это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. Николай Гаврилович Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей».
Чистота речи – это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение не литературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектических и жаргонных слов. Виссарион Григорьевич Белинский указывал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Выразительность речи – это особенности речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительности речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владения педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности, выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство речи - это умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи. Максим Алексеевич Горький писал: «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».
Уместность речи – это употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает прежде всего обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Ясность речи, то есть доступность пониманию слушающего. Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говорите так, чтобы тебя нельзя было не понять».
«Школа общения, или секрет волшебных слов»
Выступление педагога ДОУ.
Педагог. Задача педагога – научит ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое безразличие, равнодушие, жестокость? Люди устали от наглости и хамства, от утраты морали и совести. Культурные люди подчиняются дисциплине, то есть самокритике и самоконтролю. Они держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Эти люди не опускаются до крика, потому что этим унижают прежде всего себя. Предлагаю различные по содержанию и форме задания «Учимся культуре повседневного общения» для детей старшего дошкольного возраста.
Ведущий. У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнерадостными, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные образовательные организации много делают для того, чтобы общение было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьей воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
«Как стать компетентным в общении с родителями»
Воспитатель. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований дошкольного учреждения и семьи. Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития детей, отмечая положительные, выделяя конкретные задачи для совместного их решения.
Предлагаю провести тест для самооценки затруднений в общении с родителями. Тест представляет собой суждения. Касающиеся практики общения с родителями в дошкольной образовательной организации. Если вы согласны с суждением, подчеркните ответ «да», если не согласны – ответ «нет». Если какие то суждения вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком. Тест выполняется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений. Все суждения теста делятся на три группы первая группа суждений определяет умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей (суждения 1, 10, 11, 13, 16, 17)
Вторая группа суждений определяет гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (суждения 3, 4, 5, 6, 7, 8)
Третья группа суждений определяет умение использовать активные методы и формы общения с родителями (суждения 2, 9, 12, 14, 15, 18)
Подсчитывается количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Три и более ответов «нет» могут считаться основание для помощи в выявленных затруднениях. Ответы, обведенные кружком, также могут рассматриваться как запрос о помощи. Об искренности ответов в определенной мере можно судить по сходству оценки двух последних суждений (19 и 20)
Ф. И. О___
1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей.
Да
Нет
2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребёнка
Да
Нет
3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения
Да
Нет
4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах
Да
Нет
5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение
Да
Нет
6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения.
Да
Нет
7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями
Да
Нет
8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей
Да
Нет
9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр.
Да
Нет
10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству
Да
Нет
11. Помогаю родителям овладеть навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии
Да
Нет
12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома, размышлять над мотивами его поведения
Да
Нет
13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье
Да
Нет
14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями
Да
Нет
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной и другой литературы по семейному воспитанию
Да
Нет
16. Учитываю умения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений
Да
Нет
17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов)
Да
Нет
18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе
Да
Нет
19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями
Да
Нет
20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями
Да
Нет
III. Заключительная часть
Обратная связь
«Чемодан, мусорная корзинка, мясорубка»
Перед участниками располагаются три больших плаката, на одном из которых изображен огромный чемодан, на втором - мусорная корзина и на третьем мясорубка. Участникам раздаются по три небольших листочка с клейкой основой. Каждый участник записывает на листке важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии) и готов использовать его в своей деятельности, и приклеивает листок к плакату с изображением чемодана. На другом листке участник указывает то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусорную корзину» и прикрепляет листок к плакату с изображением мусорной корзины. На плакат с изображением мясорубки участник прикрепляет листок с записью того, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в работе, того, что нужно еще додумать, доработать (докрутить). Листочки пишутся анонимно
Тренинг «Школа общения»
Ведущий. Тренинг предлагаю начать с игры «Три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно ориентированное общение невозможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим выявить эти особенности, является наблюдение.
Игра «Найди три отличия»
Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении.
Инструкция: Встаньте друг против друга, в течение одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей пары. Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определённое время меняет в своей внешности три признака, например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и др. Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями (для оживления игры можно заранее приготовить некоторые атрибуты) По окончании участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими сложностями, трудностями
Игровое упражнение «Нарисуй машину»
Цели:
• Развитие умения принимать совместные решения путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера;
• Развитие умения взаимодействовать в коллективе
Инструкция: подойдите к столу, где расположен лист ватмана и наборы карадашей, маркеров, и нарисуйте машину, на которой весь наш коллектив отправится в педагогический процесс
По окончании педагоги обсуждают весь процесс рисования. С какими трудностями столкнулись. Составляется общий список качеств ребенка, которые могли бы мы отметить в процессе выполнения данного задания детьми. Например: лидерство, застенчивость, активность, уровень развития речи, инициативность, дружелюбность и др.
Психотехническое упражнение «Уровень»
Цели:
• Осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком
• Установка на равноправное общение
• Время проведения – 10 минут
• Инструкция: В дошкольном возрасте общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей,но его роль велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы вспомним основные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят наиболее эффективно доносить информацию. Встаньте напротив друг друга. Один из пары встанет на колени (сядет на маленький стульчик) и, не поднимая головы, попытается понять эмоцию своего напарника, которую он изображает на лице без слов и жестов. Затем напарники меняются местами.
По окончании участники обмениваются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, говорят, что видели, рассказывают, смогли ли угадать эмоцию. Делают совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком
Упражнение «Опять опоздал»
Цели:
• Развитие выразительных движений, необходимых при общении с ребенком
• Выявление значимости для детей эмоционально выраженных жестов
Инструкция: Представьте, что вы проводите открытое занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент открывается дверь, в нее входит опоздавший Сережа….
У вас в руках карточки с высказываниями. Представьте высказывания с помощью мимики и жестов
По окончании в процессе обсуждения участники отвечают на вопросы:
- насколько понятны и выразительны были их жесты?
- Какие высказывания можно было изобразить по другому?
- Какие личностные качества развивает данное упражнение?
Список высказываний:
Опять опоздал!
Что случилось? Я так волнуюсь
Как хорошо, что ты пришел!
Где ты был?
Почему опоздал?
Может быть, тебе будильник подарить?
Сережа, кушать хочешь?
Иди на горшок!быстро!
Подожди минуточку
Не мешай!отойди!потом зайдешь!
Вымой ручки и садись кушать, мой хороший
Поздоровайся с ребятками
Здравствуй, мое солнышко ненаглядное
Как я соскучилась без тебя
Как жаль, что ты опоздал, мы уже занимаемся
Марш в группу!
Садись скорее с нами слушать сказку про колобка
Чем бы ты хотел заниматься?
Это недопустимо! О чем думает твоя мама?
Наконец-то! Я так тебя жду!
Мешаешь работать! сбиваешь с толку!
Закрой дверь!
Ласточка моя, голубчик мой!
Сереженька, поздоровайся с ребятами
Детки, поздоровайтесь с Сережей
Проходи тихо и не кричи – и так мешаешь
Упражнение «Леопольд»
Время проведения – 25 мин
Цель. Развить умение находить подход к людям
Материалы: карточки с кличками готовы
Инструкция. Из группы участников выбирается «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольд, всех остальных прочими кошачьими именами, например Василием, Муркой и др. При этом «котом Леопольдом» может стать участник любого пола (ведущий обращает на это внимание всех участников). Ведущий напоминает участникам основной сюжет мультипликационного сериала про доброго кота Леопольда, которого в многочисленных ситуациях донимают двое хулиганов мышей. В данном упражнении «котам» нужно убедить «мышь», что они безобидны. Однако из всех котов только одного зовут Леопольдом, и именно он хочет подружиться с мышью. Все остальные коты - опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота - убедить мышь, что именно он безобидный Леопольд. Задача мыши - определить настоящего кота. Ктам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя мыши, почему они безобидны. Мышь оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
По окончании проводится обсуждение:
- почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
- Легко ли вам было исполнять роль кота или мыши?
- Доверяете ли вы людям в жизни?
- Доверяют ли вам люди?
- Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?