Тимофеева Татьяна
Педагогический совет «Театрализованная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизирование знаний педагогов о театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации и проведению театрально-игровой деятельности. Учить работать с рекомендуемыми методическими источниками, отбирая нужную информацию. Развивать умение педагогов дискуссировать, во время ответов опираться на личный педагогический опыт.
Публикация «Педагогический совет „Театрализованная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Повестка дня:
1. Вступительное слово «Значение и специфика театрального искусства». (Старший воспитатель).
2. Отчет о выполнении решения предыдущего педсовета (Старший воспитатель).
3. Игра «Театральный ринг».
4. Подведение итогов, решение педсовета.
Ход педагогического совета
1. Теоретическая часть
Выступление старшего воспитателя «Значение и специфика театрального искусства».
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Тяга ребенка к театральному действию бесспорна и несомненна. Само театрализованное действие своей динамикой больше всего соответствует динамики детского душевного организма. Ребенок с ранних лет – с года, с двух лет любит наблюдать, и сам быть участником «театрального события». Хорошо всем известная приговорка «Сорока белобока, кашу варила, деток кормила», «Идёт коза рогатая…» Что это такое как не маленький театр, малыш мгновенно сам перевоплощается в эту сороку, и кашку варит, и деток кормит. И чем старше он становится, тем с большим интересом он тянется к театру : и тому, что ему показывают, и к тому действию, в котором сам он выступает как артист. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. А нам взрослым нужно стремиться создать такую атмосферу, для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!
Театрализованные игры занимают определенное место в системе работы ДОУ при соблюдении 4 условий:
1. Наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
2. Наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям; 3. овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
4. Серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу-котенка, собачку, петрушку воспитатель читает потешку, шутку, попевку, подражает голосам животных, вызывая этим положительную эмоциональную реакцию ребенка.
В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, рассказы. Стихи с помощью настольного театра, фланелеграфа. Так, например, чтение стихов А. Барто "Игрушки" сопровождается действиями с игрушками (зайкой, мишкой, сказка "Репка" иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку и отвечают на вопросы.
С детьми третьего и четвертого года жизни воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки с помощью фланелеграфа, настольного и пальчикового театра, простых в управлении.
Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогам стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол-петрушек и марионеток.
Необходимо стремиться к тому, чтобы все дети, особенно робкие, застенчивые, имеющие дефекты речи, овладели приемами вождения кукол, и участвовали в спектаклях. Сначала предложить им разыграть спектакль на столе с помощью настольного театра или фланелеграфа в паре с активными детьми, затем привлекать к исполнению небольших ролей в общих спектаклях.
2. Практическая часть
I. Деловая игра «Театральный ринг»
Для того чтобы сыграть в нашу игру разделимся на 2 команды. Каждая команда должна придумать свое название, которое должно сочетаться с темой нашей игры.
I раунд «Разминка»
1. На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр?
ОТВЕТ:// режиссёрские игры и игры-драматизации //.
2. Какие виды театров относятся к режиссёрским играм?
ОТВЕТ://К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров :
- плоскостной,
- теневой,
- настольный,
- театр на фланелеграфе. //
3. На чём основаны игры – драматизации?
ОТВЕТ: Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику. //
4. Как можно привлечь к театрализованным играм малоактивных детей ОТВЕТ: //приведите примеры из личного опыта//
5. Какую предшествующую работу вы проведете прежде чем провести театрализованную игру.
ОТВЕТ: //приведите примеры из личного опыта//
II раунд «Рассуждалки»
Подобрать русские пословицы и поговорки, которые отражают идейное содержание, тему или подходят к героям данной сказки:
Для 1 команды
А. С. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»
1. Сказка-ложь, да в ней – намек! Добрым молодцам урок.
2. Не всё то золото, что блестит.
3. Как аукнется, так и откликнется.
4. За добро плати добром.
Для 2 команды
Сергей Аксаков «Аленький цветочек»
1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
2. На ошибках учатся.
3. Добро побеждает зло.
4. Жизнь дана на добрые дела.
Минута на рассуждения.
IV раунд «Театр сказок»
Участникам команд предлагаю с помощью средств пантомимы изобразить отрывки из известных сказок: соперники угадывают. Оценивается уровень исполнения, время размышлений.
Задание для первой команды:
Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».
Задание для второй команды:
Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Теремок», «Три медведя».
V раунд «Педагогические ситуации»
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.
Ситуация 1 – для первой команды
Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.
Вопросы:
1. Как разрешить сложившуюся ситуацию?
2. Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
Ситуация 2 – для второй команды
Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.
Вопросы:
1. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?
2. Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
VI раунд «Сказка-загадка»
Игроки каждой команды загадывают сказку-загадку друг другу, из которой убежали все существительные // работа с готовым текстом – сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», сказка «Лиса и журавль»//
VII раунд «Черный ящик» //задание для двух команд//
Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
VIII раунд. «Реши пример. Герой + предмет = сказка»
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.
Задание для первой команды:
1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? // К. И. Чуковский Мойдодыр//
2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? // Шарль Перро «Кот в сапогах»//
Задание для второй команды:
1. Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//
2. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//
IX раунд. Блиц-турнир
Каждой команде по очереди задается вопрос, если команда не отвечает, ход переходит к следующей команде.
1. Сколько встреч было у старика и рыбки? //шесть//
2. Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? //Творческий//
3. Первый банкрот Поля чудес //Буратино//
4. Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? //Астрид Линдгрен//
5. Героиня русской сказки, девочка из снега //Снегурочка//
6. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта //Корней Чуковский//
7. Пушкинское дубовое украшение //цепь//
8. Разговор двух лиц //диалог//
9. Личный транспорт Бабы Яги //ступа//
10. Кто полгода сидит без обеда //медведь//
11. Виды невербальной коммуникации //мимика, жесты, телодвижения//
12. Назовите театры города Майкопа // Камерный Музыкальный театр им. А. А. Ханаху, Национальный театр, Русский Государственный Драматический театр им. А. С. Пушкина, Государственная филармония//
13. Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? //Сергей Аксаков//
14. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера//сказка//
15. Что идет, не двигаясь с места? //время//
16. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? //А. С. Пушкин//
17. Вечер развлечений проводится 2-3 раза в месяц или 4-5 раз? (2-3 раза)
18. Закончите стихотворение:
А сейчас вдвоем
Мы для вас спеем.
Вы похлопайте в ладоши,
(Мы плясать пойдем).
19. Что такое досуг? (вечер развлечений)
20. Что длиться дольше: вечер развлечений или праздник? (праздник)
21. Как часто проводятся праздники? (1 раз в квартал)
О чем идет речь в загадке:
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)
22. Что такое драматизация? (Инсценирование произведений)
23. Назовите жанр произведения:
Ох, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я не топочу,
Все равно плясать хочу. (частушка)
24. Утром или вечером проводят развлечения? (вечером)
25. Ведущий вид деятельности в детском саду? (игра)
26. Отгадайте загадку:
Сверху кожа, снизу кожа,
В середине пустота (барабан)
27. Сколько минут длиться вечер развлечений в младших группах (15-20 мин.)
28. Синоним слова «Фокусник» (иллюзионист, маг, факир, чародей)
29. Волчок, юла, бирюлька – что лишнее? (бирюлька)
30. Продолжите: Сидит ворон на дубу …. (он играет во трубу)
31. Музыкальный инструмент из плоских палочек не веревке. (трещотка)
32. Передвижной цирк (шапито)
33. Площадка на которой происходят спектакли? (сцена)
34. Что дети любят получать на утренниках? (подарки)
35. Главная песня дня рождения? (каравай)
36. Неожиданный подарок? (сюрприз)
37. Сколько персонажей тянуло репку? (шесть)
38. Предметы для сюжетно-ролевых игр? (атрибуты)
39. Старая не красивая женщина, встречающаяся в русском фольклоре и на
детских утренниках. (Баба – Яга)
40. Продолжите пословицу: «Маленькое дело лучше …. (большого безделья)
41. Продолжите пословицу: «Есть нечего, да жить …. (весело)
42. Самое любимое мужское имя в русских сказках? (Иван)
43. В детских играх произносимый нараспев стишок, которым сопровождаемся распределение участников игры? (Считалка)
44. Какая русская пословица соответствует по смыслу английской: «Все хорошо в свое время» («Делу время потехе час»)
45. На чем играл Садко? (На гуслях)
46. Где жил Карлсон? (На крыше)
47. Композитор песни «Улыбка» (В. Шаинский)
48. Перерыв между отделениями концерта? (Антракт)
49. На чем играл Крокодил Гена? (На гармошке)
50. Коллектив актеров театра? (Труппа)
51. Сколько персонажей в сказке «Колобок» (Семь)
52. Спектакль в пользу одного актера? (Бенефис)
53. Где жила Дюймовочка? (В цветке тюльпана)
54. Назовите героя и сказку: «Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый
обманщик прикинулся добренькой старушкой» (Волк, «Красная шапочка»)
55. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо)
56. Продолжите пословицу «Беседа дорогу коротает, а песня …. (работу)
57. Сказка в которой опровергается утверждение, что деньги на дороге не
валяются. («Муха – цокотуха»)
58. Песня про участок суши, на котором живут безобразные лица. («Остров
невезения»)
59. Назовите амплуа актера: Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет.
Хоть кого изобразит –
Мастерством всех поразит! (Комик)
60. Самая дружная в сказке коммунальная квартира. (Теремок)
61. Традиционное блюдо Эников-Бэников. (Вареники)
62. Семь желаний на одной ножке. (Цветик-семицветик)
63. Музыкант, управляющий оркестром. (Дирижёр)
64. Кто говорил: «Пустяки, дело-то житейское»? (Карлсон)
65. Музыкант, который очень хорошо владеет музыкальным инструментом.
(Виртуоз)
66. Перечень номеров концерта. (Программа)
67. Кто пел кричалки, пыхтелки, сопелки? (Вини Пух)
68. Ансамбль из трех человек. (Трио)
69. Человек – постановщик танцев. (Хореограф)
70. Первое выступление на сцене. (Дебют)
71. Разговор между двумя лицами. (Диалог)
72. Специалист по театральным костюмам. (Костюмер)
73. Предварительное исполнение спектакля, представления. (Репетиция)
74. «Стрекоза и муравей» - назовите жанр этого произведения. (Басня)
75. Главный герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)
76. Человек, который проводит радио, телепередачи, вечера, встречи. (Ведущий)
77. Как называется оборудование к театральным спектаклям? (Реквизит)
II Домашнее задание. Инсценирование стихотворения (представляется по одному стихотворению от каждой команды).
Методика тренинга (этапы работы) :
1. Информационный (знакомство с содержанием)
2. Интерпретационный (психологический анализ).
2. Сочинительство.
3. Драматизация (инсценировка)
Подведение итогов
Уважаемые педагоги! Вот и закончился наш «Театральный ринг». «Педагогическое творчество и удовлетворенность избранной профессией взаимостимулируют друг друга. Без удовлетворенности специальностью невозможно проявление высокой творческой продуктивности в педагогическом труде. Поэтому сегодня, я могу с уверенностью сказать, что в нашем педагогическом коллективе работают творческие, целеустремленные, эмоционально богатые педагоги, для которых их труд является не только источником существования, но и источником радости, смысла жизни».
Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой,
но творческой работе.
3. Решение педсовета
1. Продолжать повышать уровень профессионального мастерства по данному направлению, использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы работы по театрализованной деятельности. Организовывать театральные игры в различных видах деятельности.
2. Продолжать создавать в детском саду условия для развития театральной деятельности. Пополнять театрализованные уголки разнообразными видами театра в группах //ответственные воспитатели, срок – в течение года //.
3. Активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению, шире использовать нетрадиционные формы работы. Обогащать родительские уголки по теме «Театрализовано-игровая деятельность дошкольников» //ответственные воспитатели, срок – в течение года //.
4. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности осуществлять систематически в разнообразных формах работы: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировка, постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальная работа, совместная и самостоятельная работа //ответственный ст. воспитатель, анализ планов – ежемесячно//.
5. Ежегодно проводить неделю театра.
//ответственные – старший воспитатель, воспитатели/
Список используемой литературы:
1. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошкольное воспитание, 2005.- №4.
3. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. - М. 2004.
4. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников//Дошкольное воспитание -1999.- №11.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : Сфера, 2001.
6. Михайлова А. Я. Ребенок в мире театра : Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры. - М., 2001.
7. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород, 2006.
8. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
9. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
10. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. : Владос, 2001.