Валентина Ляленкова
Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Дата проведения: 18 апреля 2019 года
Цель: повышение теоретического и практического уровня знаний педагогов о роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.
Задачи:
Публикация «Педагогический совет „Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности.
2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.
3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ посредством театрализованной деятельности.
4. Активизировать деятельность педагогов.
Повестка дня педсовета :
1. «Значение театрализованной деятельности в развитии речевых навыков детей». Актуальность темы педсовета.
Старший воспитатель Ляленкова В. В.
2. Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда как средство формирования речи дошкольников»
Учитель-логопед Виноградова С. В.
3. Методы и приемы развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Лобанова Е. А.
4. Деловая игра «Театральный багаж знаний»
Старший воспитатель Ляленкова В. В.
5. Результаты тематического контроля
"Условия организации театрализованной деятельности в возрастных группах детского сада "
Старший воспитатель Ляленкова В. В.
6. Подведение итогов смотра - конкурса театральных уголков в группах детского сада «Волшебный мир театра»
Заведующая МБДОУ Куликова Н. А.
7. Принятие решения Педсовета.
Подготовка:
1. Тематический контроль «Условия организации театрализованной деятельности в детском саду».
2. Консультации «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»;
5. Подготовка и проведение праздника «Открытие Года театра».
6. Смотр-конкурс «Волшебный мир театра».
7. Самостоятельное изучение литературы по теме «Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками».
Ход педагогического совета:
1. «Значение театрализованной деятельности в развитии речевых навыков детей»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В нашем ДОУ тоже существует проблема по развитию речи, т. к. с каждым годом увеличивается количество детей с дефектом речи. Решить эти задачи возможно и необходимо как можно раньше, и при этом наиболее эффективно использовать доступные детям виды деятельности, направленные на успешное решение задач.
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Заучивая с детьми тексты для постановок, необходимо обращать внимание на тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.
Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театральная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Театрализация тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.
• Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
• Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
• Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
• Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
• В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Значение театрализованной деятельности для развития личности ребенка?
1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
3. Происходит развитие различных анализаторов;
4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера;
7. Происходит коррекция поведения;
8. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
10. Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
2. Деловая игра «Театральный багаж знаний»
А сейчас, предлагаю вам поиграть. Как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.
Необходимо разделиться на 2 команды. Каждая команда должна придумать девиз, который должен сочетаться с темой нашей игры и названием команды.
СТОЛ №1 СТОЛ №2
Команда №1 «Артисты» Команда №2 «Режиссеры»
Девиз команды: Девиз команды:
Что напишет сценарист,
То покажет нам. (артист) Есть в оркестре дирижер,
А в театре -. (режиссер)
1 Задание - «Разминка».
Первый конкурс нашей викторины «Разминка». Каждой команде надо ответить на вопросыо театре. Если команда затрудняется ответить на вопрос, другая команда сможет ейпомочь. Команда, давшая большее количество правильных ответов, получает очко.
Итак, вопросы для команды «Артисты» :
- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).
- Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет).
- Как называются шторы, которые закрывают сцену? (занавес)
- Объявление о спектакле. (Афиша).
- Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).
А теперь разминка для команды «Режиссеры»
- Как называется место, где выступают актеры? (сцена)
- Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)
- Как называется помещение в театре перед входом в зрительный зал? (фойе).
- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).
- Рукоплескания артистам. (Аплодисменты)
Задание 2. Методические основы театрализованной деятельности
1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю.
ОТВЕТ: («игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям)
2. На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр?
ОТВЕТ: (режиссёрские игры и игры-драматизации).
3. Какие виды театров относятся к режиссёрским играм?
ОТВЕТ: (К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров :
- плоскостной,
- теневой,
- настольный,
- театр на фланелеграфе.)
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.).
4. На чём основаны игры – драматизации?
ОТВЕТ: Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса разных средств выразительности.
5. Каким образом театрализованная деятельность связана с развитием речи?
(Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. Дети как в процессе театрализованной деятельности, вовлекаются в реальное и ролевое общение. Происходит плавное дозированное и вместе с тем стремительное накопление речевого, коммуникативного опыта).
6. Назовите формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками?
(совместная деятельность во время НОД и в режимные моменты; самостоятельная деятельность самих детей; театрализованная деятельность на праздниках; посещение театра, музея кукол).
7. Формы работы с детьми по театрализованной деятельности :
рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировка, постановки-драматизации, ситуации-общения,
8. Определите последовательность работы над образом персонажа?
1. Определения характера героя
2. Работа над мимикой
3. Работа над жестами и движением
4. Работа над голосом
5. Этюды
9. Достижения в работе ДОУ по театрализованной деятельности
1. Пополнение театральных уголков в группах
2. Пошив костюмов
3. Просмотр театров в ДОУ и социуме
4. Широко используется для показа родителям на праздниках
5. Участие воспитанников в конкурсах
6. Развитие речи воспитанников
10. Недостатки в работе
1. Недостаточный опыт педагогов по театрализованной деятельности
2. Недостаточно средств для приобретения разных видов театров
3. Надо активнее работать с семьями воспитанников
Задание 3 - «Угадай пословицу
Покажите пословицу жестами, пантомимой, а другая команда попробует её отгадать.
Конь о четырёх ногах – и то спотыкается. Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.
Задание 4 - «Педагогические ситуации».
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.
1 Команда- «Артисты».
Воспитатель с детьми решили инсценировать сказку «Три поросенка», распределили роли, роль волка воспитатель предложила отдать робкому и застенчивому ребенку. Как вы думаете, зачем воспитатель отдала роль этому ребенку? Задание: предложите несколько вариантов, как помочь ребенку хорошо исполнить роль волка.
2 Команда – «Режиссеры»
В самостоятельной деятельности дети разыгрывают сюжет сказки «Колобок», педагог замечает, что мальчик пытается добавить в сказку нового героя «Петушка», остальные дети объясняют ему, что этого героя в сказке нет, и дети начинают конфликтовать. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Предложите несколько вариантов ответа.
Задание 5. «Черный ящик» //задание для двух команд//
Внимание! Вопрос!
«Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала:- Какая прелесть!
Баба яга посмотрела и сказала:- Какое страшилище!
Колобок посмотрел и сказал:- Я себе такое же куплю, только круглое.
Этот предмет находится в черном ящике. Что это?
Ответ: зеркало
Рефлексия
- А сейчас я попрошу жюри подвести итоги.
- Уважаемые педагоги я предлагаю вашему вниманию две полянки одна солнечная, а другая хмурая, дождливая, ваша задача расположить цветок на ту полянку, какое впечатление сложилось после игры.
Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе.