Приложение МААМ

Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей

татьяна ряполова
Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей»

Сегодня каждый из нас стремится к «новой», современной жизни. И от каждого человека внутри своей профессии ждут целеустремленности, эрудиции, инициативности, конкурентоспособности и прочего, что поможет ему занять достойное место в обществе. Что же касается педагога, то он как никто другой, должен быть компетентен во всех областях образовательной деятельности, ведь огромная ответственность за детей лежит на его плечах. Но первые шаги к учебе в школе проходят через посещение дошкольного образовательного учреждения, где существует такая профессия, как воспитатель. Именно он закладывает азы самых положительных личностных качеств в каждого ребенка. В свою очередь, каждый родитель, отдавая свое «чадо» в руки педагога, хочет видеть в нем идеал, сочетающий в себе ум, внешнюю и душевную красоту, умение заботиться о детях и проявлять к ним искреннюю любовь, обладать творческими умениями и навыками, быть разносторонней личностью, готовой придти на помощь и дать достойный совет, уметь пользоваться различными технологиями, а также передавать свои знания и опыт в полной мере в соответствии с современными стандартами. Но как? Как может стать таким идеальным педагогом именно молодой специалист, каким являюсь я на сегодняшний день, работая воспитателем? Конечно это постоянная работа над собой и стремление к совершенству, но самое главное – это любовь к детям! Ведь именно она помогает двигаться вперед вместе с ними и каждый день узнавать что-то новое, открывая для себя интереснейший мир, мир детства, добра и любви! Кто, если не мы будем учить ребят смотреть на сложности современного мира и умению справляться с ними через призму доброжелательности, отзывчивости и уважению друг к другу? И кто, если не дети дадут толчок педагогу к самосовершенствованию и стремлению стать идеалом? Я считаю, что современный педагог, несомненно, должен идти в ногу со временем, быть вместе с ребятами, но чуть-чуть впереди, а главное быть человеком, имеющим доброе сердце, чего так не хватает сегодня.

Темочки:

И все же, возвращаясь к компетентности педагога, невозможно не сказать о том, что это, прежде всего, профессионал своего дела. Это специалист, который в совершенстве владеет средствами и методами качественного и эффективного образования, различными образовательными технологиями, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, постоянно при этом совершенствуется, а главное ставит перед собой новые цели и с успехом достигает их. Немало важно развивать свою индивидуальность, подходя как с творческой, так и с инновационной точек зрения, ведь педагог должен состояться как личность, имея свой образ и стиль профессиональной деятельности. Не стоит забывать и об индивидуальности воспитанников и учащихся, к которым также необходим соответствующий подход, при этом использовать эффективные средства педагогического взаимодействия, способствующих их личностному развитию. Сегодня ФОГС предъявляются новые требования к результатам обучения, которые должны состоять не только из знаний, умений и навыков, но и личностных качеств и достижений : нравственные качества, ценностные ориентиры, готовность к саморазвитию. Поэтому современный педагог должен быть той самой «идеальной» личностью, которая раскроет и закрепит все самые необходимые современному обществу способности ребенка, которые в свою очередь будут являться ресурсами в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, согласно новым стандартам и требованиям в сфере образования.

Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни (распорядок дня, места пребывания, маршрут передвижения, круг общения, нормы). Важнейшим фактором, осложняющим процесс привыкания ребенка к новой ситуации, становиться необходимость расставания с матерью (или другим близким человеком) на длительный промежуток времени.

Условия дошкольного учреждения существенно отличаются от семейных: строгое соблюдение режима дня, единые для всех правила и требования, особенности взаимоотношений воспитателей и детей создают определенные трудности в начале пребывания в детском саду и в связи с этим предполагают адаптацию ребенка к изменившимся условиям.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат - адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный - стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. На процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психического развития.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации :

1. Легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более10 дней, без осложнений, Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении, замедление активности. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.

4. Сверхтяжелая адаптация : около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он - «несадовский» ребенок.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :

1. Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается частыми соматическими заболеваниями, нарушением сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности (длится примерно один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают вести себя спокойно.

Поэтому нужно использовать индивидуальный подход при обеспечении адаптации ребенка к новым для него обстоятельствам жизни.

Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога способствуют успешному привыканию детей к дошкольному учреждению. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка к детскому саду.

Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне - недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1 до 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как меньше травмировать ребенка.

Общая задача педагогов и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада - залог успешной адаптации. Построение целостной модели адаптационного периода обуславливает успешность вхождения в детский сад. Надо создать условия, облегчающие адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи: - помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации

к дошкольному учреждению; - обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период; - оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Во встречах с родителями используется лекционный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим дня, питание, одежда по сезонам, необходимые умения и навыки ребенка, поведение родителей в этот период и т. д., различные игровые упражнения, анкетирование. Когда все дети вошли в группу с обычным режимом проводятся занятия по адаптации с детским коллективом.

Основные задачи с детьми: - помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду; - создать положительный эмоциональный настрой в группе; - снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию; - развивать игровые навыки, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.

Таким образом, целью моей работы, как педагога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, является оказание помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

Литература

1. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста. – М. :ТЦ Сфера, 2011.

2. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Иванова Т. В. Адаптация ребенка к ДОУ. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.

5. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3 – 4 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012.

6. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Махеева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Публикации по теме:

«Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного работника» Консультация для педагогов "Педагогическая этика,профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования".

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию». Введение: При поступлении.

Аналитический отчёт как форма оценки качества работы педагога МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №27 СТАНИЦЫ АНАСТАСИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН» Аналитический отчет о педагогической работе.

О создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста Важным условием укрепления физического и психического здоровья ребёнка раннего возраста является обеспечение его психологического благополучия.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Презентация для педчаса «Секреты успешной адаптации детей к Детскому саду» Воспитатели: Плахотникова Н. А., Ускова Н. В. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного.

Профессиональные компетенции и ориентиры педагога в работе с детьми 4–5 лет на 2018–2019 учебный год В презентации отражены профессиональные компетенции и способности педагога, которые должны быть особенно развиты для реализации годовых.

Роль детского сада и педагогов в успешной адаптации детей Существуют три степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Одним из условий успешной адаптации является правильная организация игровой.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Занятие для успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе «Путешествие в «особый» мир» Занятие «Путешествие в «особый» мир»Количество участников – 8-10 чел Время проведения - 20-25 мин. Организационные требования – компьютер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей
Опубликовано: 31 января 2019 в 09:55
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей» (включая файлы) размещена пользователем татьяна ряполова (УИ 224722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД