татьяна ряполова
Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей»
Сегодня каждый из нас стремится к «новой», современной жизни. И от каждого человека внутри своей профессии ждут целеустремленности, эрудиции, инициативности, конкурентоспособности и прочего, что поможет ему занять достойное место в обществе. Что же касается педагога, то он как никто другой, должен быть компетентен во всех областях образовательной деятельности, ведь огромная ответственность за детей лежит на его плечах. Но первые шаги к учебе в школе проходят через посещение дошкольного образовательного учреждения, где существует такая профессия, как воспитатель. Именно он закладывает азы самых положительных личностных качеств в каждого ребенка. В свою очередь, каждый родитель, отдавая свое «чадо» в руки педагога, хочет видеть в нем идеал, сочетающий в себе ум, внешнюю и душевную красоту, умение заботиться о детях и проявлять к ним искреннюю любовь, обладать творческими умениями и навыками, быть разносторонней личностью, готовой придти на помощь и дать достойный совет, уметь пользоваться различными технологиями, а также передавать свои знания и опыт в полной мере в соответствии с современными стандартами. Но как? Как может стать таким идеальным педагогом именно молодой специалист, каким являюсь я на сегодняшний день, работая воспитателем? Конечно это постоянная работа над собой и стремление к совершенству, но самое главное – это любовь к детям! Ведь именно она помогает двигаться вперед вместе с ними и каждый день узнавать что-то новое, открывая для себя интереснейший мир, мир детства, добра и любви! Кто, если не мы будем учить ребят смотреть на сложности современного мира и умению справляться с ними через призму доброжелательности, отзывчивости и уважению друг к другу? И кто, если не дети дадут толчок педагогу к самосовершенствованию и стремлению стать идеалом? Я считаю, что современный педагог, несомненно, должен идти в ногу со временем, быть вместе с ребятами, но чуть-чуть впереди, а главное быть человеком, имеющим доброе сердце, чего так не хватает сегодня.
Публикация «Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей» размещена в разделах
И все же, возвращаясь к компетентности педагога, невозможно не сказать о том, что это, прежде всего, профессионал своего дела. Это специалист, который в совершенстве владеет средствами и методами качественного и эффективного образования, различными образовательными технологиями, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, постоянно при этом совершенствуется, а главное ставит перед собой новые цели и с успехом достигает их. Немало важно развивать свою индивидуальность, подходя как с творческой, так и с инновационной точек зрения, ведь педагог должен состояться как личность, имея свой образ и стиль профессиональной деятельности. Не стоит забывать и об индивидуальности воспитанников и учащихся, к которым также необходим соответствующий подход, при этом использовать эффективные средства педагогического взаимодействия, способствующих их личностному развитию. Сегодня ФОГС предъявляются новые требования к результатам обучения, которые должны состоять не только из знаний, умений и навыков, но и личностных качеств и достижений : нравственные качества, ценностные ориентиры, готовность к саморазвитию. Поэтому современный педагог должен быть той самой «идеальной» личностью, которая раскроет и закрепит все самые необходимые современному обществу способности ребенка, которые в свою очередь будут являться ресурсами в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, согласно новым стандартам и требованиям в сфере образования.
Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни (распорядок дня, места пребывания, маршрут передвижения, круг общения, нормы). Важнейшим фактором, осложняющим процесс привыкания ребенка к новой ситуации, становиться необходимость расставания с матерью (или другим близким человеком) на длительный промежуток времени.
Условия дошкольного учреждения существенно отличаются от семейных: строгое соблюдение режима дня, единые для всех правила и требования, особенности взаимоотношений воспитателей и детей создают определенные трудности в начале пребывания в детском саду и в связи с этим предполагают адаптацию ребенка к изменившимся условиям.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат - адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный - стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. На процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психического развития.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации :
1. Легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более10 дней, без осложнений, Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении, замедление активности. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация : около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он - «несадовский» ребенок.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается частыми соматическими заболеваниями, нарушением сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности (длится примерно один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают вести себя спокойно.
Поэтому нужно использовать индивидуальный подход при обеспечении адаптации ребенка к новым для него обстоятельствам жизни.
Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога способствуют успешному привыканию детей к дошкольному учреждению. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне - недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1 до 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как меньше травмировать ребенка.
Общая задача педагогов и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада - залог успешной адаптации. Построение целостной модели адаптационного периода обуславливает успешность вхождения в детский сад. Надо создать условия, облегчающие адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи: - помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации
к дошкольному учреждению; - обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период; - оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Во встречах с родителями используется лекционный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим дня, питание, одежда по сезонам, необходимые умения и навыки ребенка, поведение родителей в этот период и т. д., различные игровые упражнения, анкетирование. Когда все дети вошли в группу с обычным режимом проводятся занятия по адаптации с детским коллективом.
Основные задачи с детьми: - помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду; - создать положительный эмоциональный настрой в группе; - снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию; - развивать игровые навыки, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.
Таким образом, целью моей работы, как педагога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, является оказание помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.
Литература
1. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста. – М. :ТЦ Сфера, 2011.
2. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Иванова Т. В. Адаптация ребенка к ДОУ. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.
5. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3 – 4 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012.
6. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Махеева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.