Алла Козлова
Педагогический совет «Создание условий для поддержки детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
Дата:
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в способах поддержки детской инициативы, организации жизни группы.
Повестка дня
1. О выполнении решений предыдущего педсовета (старший воспитатель)
2. Вступительное слово. Актуальность проблемы (старший воспитатель)
3. Итоги тематического контроля «Повышение компетенции педагогов в поддержке детской инициативы в различных видах деятельности» (старший воспитатель)
Публикация «Педагогический совет „Создание условий для поддержки детской инициативы“» размещена в разделах
4. Выступления из опыта работы педагогов:
«Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности дошкольников» (воспитатель)
«Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности» (воспитатель)
5. Решение.
Присутствовали:
Ход педсовета.
СЛУШАЛИ. Старший воспитатель сделала сообщение о выполнении решений предыдущего педсовета. Она сказала, что работа дошкольного отделения соответствует годовому плану. Воспитатели активно используют в работе метод проектов. А работу по освоению и внедрению технологии утреннего сбора Л. Свирской «Утро радостных встреч» следует активизировать.
По-второму вопросу старший воспитатель сказала, что основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также поддержке инициативы детей в различных видах деятельности. Выступила с докладом.
Доклад. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Инициатива - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего в игре, общении, экспериментировании. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Для развития детской инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.
Способы поддержки детской инициативы:
-создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
-самостоятельный выбор ребенком сотоварищей;
-обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
-образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения: формирование установок «Я могу», «Я сумею»; создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»; предвосхищающая положительная оценка «У тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.
5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает.
6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
7. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.
8. Поощрять различные творческие начинания ребенка.
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
А. С. Белкин. «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения» - утверждает ученый. В работах отечественного ученого В. А. Сластёнина определяется главный смысл деятельности педагога – создание каждому воспитаннику ситуации успеха.
Старший воспитатель зачитала справку по итогам тематической проверки. Выделила следующие позиции:
- почти у половины детей стабильная позиция, и они попадают в соответствующий возрасту группы нормативный диапазон;
- воспитатели мало используют проблемно-игровые или практические ситуации;
-предметно-пространственная среда требует доработки. В старшем дошкольном возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательноисследовательской деятельности, стремления понять, как устроены вещи, узнать новое о мире (обратить внимание на уголки экспериментирования);
- формы взаимодействия с родителями однообразны.
По итогам тематической проверки дала рекомендации:
1. Повышать уровень компетентности и педагогического мастерства по вопросам развития самостоятельности детей.
2. Продолжать работу по поддержке детской инициативы в разных видах деятельности дошкольников в рамках проблемного обучения (проектная деятельность).
3. Совершенствовать РППС, особо обратить внимание на опытно-экспериментальную деятельность.
4. Разнообразить формы взаимодействия с родителями.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
-постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
- чаще побуждать детей к самостоятельному решению;
- постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
-своевременно обращать внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае, поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
- Представьте, вы пришли в группу, а там озорные мальчишки и девчонки, с широко распахнутыми глазами и звонкими голосами, неугомонные «почемучки». Их благополучие зависит от того, как их любят и ценят, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями.
А вы - те самые педагоги, которые заботятся о детях, поддерживают в воплощении первых маленьких замыслов, вселяют надежду на успех, создают условия для творчества и инициативы. Думаете это легко в новой образовательной ситуации? Действительно, не всем педагогам легко создать такую атмосферу. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку: вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем. Как вы, наши педагоги поддерживаете инициативу в различных видах деятельности, которая так необходима для социальной ситуации развития детей?
Я предлагаю посетить педагогическую мастерскую, в которой педагоги поделятся своим опытом. У кого-то он достаточно большой, а некоторые педагоги только совершают первые шаги к этой цели. Если прислушаться: мама спрашивает, что интересного было сегодня? А ребенку и сказать нечего, потому что все одинаково каждый день. А вот если ….
СЛУШАЛИ: воспитатель (ФИО) поделилась опытом работы по теме «Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности дошкольников». (Доклад прилагается).
СЛУШАЛИ: воспитатель (ФИО) рассказала о мотивах, побуждающих ребенка к деятельности. (Доклад прилагается).
Решение педсовета:
1. Продолжать создавать условия в РППС (развивающей предметно пространственной среде) для проявления инициативы у дошкольников.
Ответственный: все педагоги
Срок: постоянно
2. Создавать ситуации успеха направленные на мотивацию деятельности, повышение «образа Я», самооценки дошкольников.
Ответственный: все педагоги
Срок: постоянно
3. Осуществлять различные формы взаимодействия с родителями по проблеме «Поддержка детской инициативы»
Ответственный: все педагоги
Срок: постоянно