Анжела Давыдова
Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность поддержки детской инициативы
В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития инициативности личности, а на деле – акцент делается на формирование исполнительности.
В итоге это приводит с возрастом к нежеланию молодых людей возлагать на себя ответственность, несамостоятельность, боязнь проявить инициативу, особенно в учёбе, а затем и в профессиональной деятельности, общественной работе и т. п.
Публикация «Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В силу указанного понятно, что проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
На основе наблюдений за поведением детей можно выделить два типа инициатив: Инициативы, связанные с организацией деятельности; Инициативы связанные с исполнением.
I. Инициативы, связанные с организацией игровой деятельности:
Инициативы-предложения
Инициативы-примеры
Инициативы-поддержки
Инициативы-распределения поручений
Инициативы-доверия
Инициативы - предложения:
«Давайте играть в …», «Давайте займёмся …», «Давайте сделаем …».
Оценивая такие инициативы важно проанализировать их ценность с точки зрения социальной значимости общественной задачи, которая ставится, а также с позиций аргументированности, свидетельствующей о степени сознательности в процессе выдвижения инициативы.
Например: На участке детского сада гуляют дети старшего дошкольного возраста. Поиграв в подвижные игры, побегав, они собрались все около веранды и решили построить там «дом», но просто «дом» было строить не интересно, и тут Паша предложил: «Давайте играть в «школу»!». Инициативу подхватили с воодушевлением. Принесли дощечки, положили под них кубики, устроили парты. Девочки принесли карандаши, бумагу, попросили взрослых сходить в группу за книгами. Настя предложила: «У меня есть старенький букварь, я завтра принесу его, и мы продолжим играть»…
Инициативы - примеры:
Ребёнок дошкольник не выдвигает инициативу вербально, однако, самостоятельно включаясь в ту или иную деятельность, вовлекает в неё других детей.
Например: Наша группа вышла на прогулку зимой. Выпало много снега, поэтому около веранды почти не было свободного места. Максим вышел на прогулку с лопаткой. Увидев, что около веранды на дорожках много снега, он начал разгребать его. Деятельность мальчика привлекла внимание сверстников. Я посоветовала детям сходить в группу и принести лопатки. Работа закипела…
Демид предложил: «Давайте построим из этого снега крепость для игры».
Так в результате слияния двух подтипов инициатив образовалась игровая деятельность.
Инициативы – поддержки:
Зачастую, одного предложения недостаточно, чтобы развернулась деятельность. Нужно, чтобы данное предложение поддержали другие. Ценность такой инициативы ниже,чем инициативы-предложения, т. к. снижается степень самостоятельности, но способность поддерживать инициативу других – важное качество, которое следует воспитывать. Нередко хорошие инициативы не находят своего воплощения потому, что не были вовремя поддержаны. Это касается не только детей, но и взрослых.
Например: После прогулки зимой дети подходят к зданию детского сада. «Стойте, – говорит Вероника, - мы же все в снегу!». Девочки останавливаются, а мальчики стараются проскочить. «В очередь становитесь, - поддерживает Веронику Паша, - на крыльцо не заходить!
Я сейчас, помощник воспитателя. Кто будем за вами снег убирать? Подождите, я быстро!» Через несколько минут возвращается с веником…
Инициативы – распределения поручений:
Например: в сюжетно-ролевой игре «Авторемонтная мастерская».
…Дети распределяют роли в игре: «У Данила папа работает в авторемонтной мастерской, пусть Данил будет начальником мастерской, Рома и Артём будут слесарями, Демид будет доставлять машины…».
Инициативы – доверия:
Когда дети выбирают одного из членов группы, чтобы он мог проявлять инициативу, связанную с организацией деятельности.
Например: …Дети распределяют роли в игре в «Школу»: «Кого же выбрать учителем?» – спрашивает Алина. «Давайте выберем Настю, - предлагают дети, - она хорошо читает и интересно рассказывает. С предложением согласились. Игра началась…
II. Инициативы, связанные с исполнением
Познавательные вопросы детей
Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений деятельности с целью её улучшения
Инициатива-предложение себя в качестве исполнителя
Познавательные вопросы детей:
В разнообразной игровой деятельности следует поддерживать вопросы, направленные на получение новой информации и её уточнение.
Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений игровой деятельности с целью её улучшения:
Например: …Саша берёт краску на кисть и проводит жирную линию. «Не так Саша рисуешь,- говорит Максим,-нужно легонько, и краску размыть». Показывает. Саша пробует вновь, но эффект тот же. «Давай вместе»,- предлагает Максим. Набирает краску и, поддерживая руку Саши, контролирует процесс нанесения краски.
Саша, преисполненный благодарности с удовольствием рисует самостоятельно…
Инициатива- предложение себя в качестве исполнителя:
«Я буду!», «Я хочу!», «Я справлюсь!»
Если ребёнок предлагает себя в качестве исполнителя, воспитателю
следует добиваться осознанности и аргументированности такого
предложения.
Главные задачи в проектировании игровой деятельности и инициативы детей дошкольников:
обеспечить возможность для осуществления детьми свободного выбора;
сделать игровую деятельность привлекательной для ребёнка (предметно- развивающая среда);
построить взаимодействия между детьми в игре на основе создания проблемных ситуаций;
создать сотрудничество и применение косвенных требований.
Воспитатель как профессионал должен четко знать теоретические основы методики проведения игры, он как организатор, партнер, направляет детскую игру в нужном направлении, развивая и поддерживая детскую инициативу.
Методы и приемы для проектирования игровой деятельности и развития инициативы.
целевой подбор игрового материала и его систематическое обновление; использование предметов заместителей и т. д. ;
участие педагога в играх в главных ролях;
участие педагога в играх во второстепенных ролях;
чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов по мотивам произведений;
создание и решение проблемных ситуаций, их разыгрывание.
беседы о том, как играли дети раньше и как можно играть сегодня.
Индивидуальные особенности воспитанников
У застенчивых детей выявляю положительные качества и создаю условия для позитивного изменения заниженной самооценки
Неуверенным в себе детям поручаю интересные, несложные роли, которые не требуют организаторских способностей
Использую похвалу
Отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами
Малоактивным детям поручаю главные роли, активизируя их деятельность
Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить способность личности к проявлению инициатив.