Кузнецова Светлана Валентиновна
Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Публикация «Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; •
не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением
любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного
ребенка отличает содержательность интересов. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.
Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как
он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно их
решает. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но и
чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие
творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития
творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы
деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в
окружающем мире и его осведомленности.
Итак, для инициативной личности характерно :
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально - волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Одним из приемов развития инициативы и самостоятельности дошкольников является создание ситуаций выбора.
Так, А. Г. Асмолов пишет: «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».
Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Пункт ФГОС ДО Характеристика
3.2.1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
3.2.5.2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
3.3.4. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации».
Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?
Задания, связанные с жизненным опытом ( надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место);
Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие)
Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее)
Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем)
Поиск и предложения различных способов решения одной задачи (ежик пригласил к себе в гости лисенка и решил угостить пирогом. Как разделить пирог пополам если он круглый? квадратный? прямоугольный).
Методы, позволяющие создать ситуацию выбора
Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы);
Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным);
Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);
Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе).
Условия успешного формирования выбора у ребенка-дошкольника
- Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если);
- Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз);
- Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что)
Ситуация выбора в условиях ДОО
Варианты выбора Практические способы организации ситуации выбора
Выбор деятельности Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото?
Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить?
Выбор материалов Выберите цвет бумаги для аппликации самолета : белый, голубой или желтый? Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги?
Тема занятия «Осенний урожай на Кубани». Что будете лепить : фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать кубанскую красавицу осень сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук
вот из этого набора зеркал ты можешь выбрать одно особенное, которое поможет тебе поймать лучик солнца и пустить «зайчика»
Выбор способа деятельности Опиши свою любимую игрушку ( выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима) убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор?
Выбор последовательных действий У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу?
Выбор партнера деятельности Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то?
Машенька, нужно помочь младшим детям одеться на прогулку. Выбери, пожалуйста, кого возьмешь себе в помощь, еще два человека? (в разновозрастной группе) Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду
Выбор содержания деятельности Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа? Рома, я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок?
Нравственный выбор Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника?
Ребята, Боречка долго болеет и скучает. Как можно его порадовать? Кто из вас хочет, после сна подходите, мы приготовим ему сюрприз.
Картотека проблемных игровых ситуаций для создания ситуации выбора у детей дошкольного возраста :
Мячик закатился под кровать. Как его достать: рукой или чем-то еще?
Надо полить цветы, но нет лейки. Чем будем поливать: стаканом или ведерком?
Девочки сели рисовать, а коробка с карандашами одна. Как им раскрашивать рисунки?
Дети нашли грибы (ягоды) в лесу, а корзинки нет. Во что собрать грибы (ягоды);
Хочется сладкого чая, а сахара нет. Как сделать чай сладким?
Вышли гулять, а на участок не пройти — намело много снега. Что делать, как пройти на участок?
- Два мальчика увидели новую машинку, оба хотят поиграть с ней, но машинка одна. Как им поиграть?
Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет. Как расчистить дорожку?
Нужно слепить снеговика, а снега мало.
Две девочки захотели поиграть в мозаику, а мозаика одна. Что делать?
Как перейти через лужу?
Как донести продукты из магазина, если нет сумки? Как построить гараж для машины?
Как размешать сахар в чае без ложки?
Не хватает стульчиков для игры, что делать?
Как играть в песок без совка?
Как согреться, когда холодно?
Как медведю жить в теремке и не сломать его?
Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?
- Как козляткам не пустить волка в дом?
Как Маше не заблудиться в лесу?
Как помочь медведю полить малину?
Зайку бросила хозяйка. Как его утешить?
Как козленку не заблудиться в саду?