Светлана Сидорова
Педагогический совет: «Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР».
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое речевой слух?
Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.
Речевой слух подразделяется на :
-фонематический слух – способность различать и воспроизводить звуки речи;
-физический слух – способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;
-звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;
-тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра голоса;
Публикация «Педагогический совет: „Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР“,» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-ритмический слух – способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить её.
При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, приспособление к тону партнёра, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса. Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идёт неравномерно. Особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несёт звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи и тембру, а также правильно воспринимать ритмичный рисунок слова, т. е. особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога в единстве с темпом речи. Они плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый тон, отличают по голосу мать и других близких.
В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т. е. способности чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
Хорошо развитый речевой слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, даёт возможность правильно регулировать громкость произношения слов, говорить в умеренном темпе, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связанно с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.
На что должно быть направлено воспитание речевого слуха?
Воспитание речевого слуха должно быть направленно на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости её звучания:
-правильность произношения звуков;
-чёткость, ясность произношения слов;
-повышение и понижение голоса;
-усиление или ослабление громкости;
- ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;
-тембральную окраску речи, когда ребёнок различает, с просьбой ли к нему обращаются или с повелением.
На первой стадии коррекции речевого слуха ребё нок должен научиться различать:
-далёкие между собой по звучанию звуки;
-близкие по звучанию звуки;
-узнавать звуки изолированно;
-узнавать звуки в слогах;
-узнавать звуки в словах.
«Упражнения и игры для развития речевого слуха у дошкольников»
1. «Далеко- близко». Попросите ребёнка отвернуться, а сами на разном от него расстоянии попытайтесь произнести какой-либо звук. Это может быть как звучащая игрушка, так и звук вашего голоса или какого-либо музыкального инструмента, к примеру, барабана, колокольчика или дудочки. Ребёнок должен отгадать, далеко или близко находится источник звучания.
2. «Угадай, что звучит». Покажите ребёнку барабан, губную гармошку, колокольчик и покажите, как они звучат. Затем зайдите за ширму или занавеску и попросите ребёнка отгадать, что звучит, воспроизводя звучание этих предметов, когда он их не видит.
3. «Оркестр». Предложите ребёнку поиграть на разных музыкальных инструментах. Затем попросите его отвернутся, и узнавать по звучанию, на каком инструменте играете вы.
4. «Овощи». Предложите ребёнку картинки, где изображены овощи: лук, тыква, огурец. Произнесите названия этих овощей вслух с демонстрацией перед ребёнком картинок несколько раз. Затем предложите ему узнать по количеству хлопков, название какого овоща вы задумали сказать. Количество хлопков должно соответствовать количеству слогов в слове. Лук – один хлопок, тыква – два хлопка, огурец – три хлопка. Постепенно добавляйте количество картинок и меняйте их тематику.
5. «Угадай рифму». Прочитайте ребёнку стихотворение. Попросите его подсказать слово в конце следующего предложения:
Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый… (пирог).
6. «Найди звук». Выберите какой-нибудь звук. Произнесите его несколько раз и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит нужный звук в словыах, которые вы будете называть.
Например, звук (О). К примеру, можно называть следующие слова: слон, нет, нос, мяч, он, стол, стул, табуретка.
7. «Робот». Предложите ребёнку поиграть в «робота». Вы даёте указания, а он исполняет. Например, ребёнку предлагается положить книжку на коробку, а карандаш за коробку. При успешном выполнении задание усложняется, темп упражнения увеличивается.
8. «Слова могут звучать громко и тихо». Предложите ребёнку заучить чистоговорку, стихотворение, потешку или считалку. Затем произнести текст сначала шёпотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. Это может быть любой текст, который используется для автоматизации или дифференциации звуков.
К примеру:
«В уголок Алёнка села,
У Алёнки много дела».
9. «Слова могут звучать быстро и медленно». Предложите ребёнку произнести текст любой скороговорки сначала быстро, потом медленно и наоборот.
10. «Какой звук есть в этих словах?» Произнесите три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спросите у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах. Ребёнок должен назвать звук (Ш). Затем предложите определить, какой звук есть во всех ниже приведё нных словах:
-жук, жаба, лыжи – (Ж);
-чайник, ключ, очки – (Ч);
-щётка, ящик, щавель – (Щ);
- коса, усы, нос – (С);
- селёдка, Сима, лось – (Сь);
- коза, замок, зуб – (З);
-зима, зеркало, вазелин – (Зь);
-цветок, яйцо, курица – (Ц);
-лодка, стул, лампа – (Л);
-липа, лес, соль – (Ль);
-рыба, ковёр, крыло – (Р);
-рис, крепость, букварь – (Рь).
11. «Назови первый звук в слове». Покажите ребёнку игрушку, например Буратино, и предложите определить, с какого звука начинается его имя. Потом спросите, с какого звука начинаются названия тех или иных животных, предметов, изображения которых есть у вас, или других игрушек.
12. «Назови последний звук в слове». Найдите или нарисуйте картинки, на которых могут быть изображены автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот. Покажите ребёнку картинку и попросите назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.
13. «Подумай и не торопись». Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверьте, может ли он слышать и выделять определё нные звуки в словах:
А) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова - стол (К примеру – лиса).
Б) Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова - сыр. (К примеру, воробей, грач)
В) Подбери слово, чтобы первый звук был бы (К, а последний – (Ш). (К примеру, карандаш, камыш)
Г) Какое получится слово, если к НО – прибавить один звук? (К примеру, нож, нос)
Д) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука (М). (Мама моет Машу мочалкой).
Е) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук (У). (К примеру, бумага, дудочка, Буратино).