Елена Панчак
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Панчак Елена Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад №61 Калининского района Санкт-Петербурга "Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в
последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений
в развитии таких психических процессов, как: память, мышление, воображение, а также сформировать
Публикация «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Тема работы актуальна, так как её реализация обеспечивает своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Методика проведения занятий по данной программе строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.
Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:
• развивать слухоречевое внимание;
• вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
• вырабатывать правильное речевое дыхание;
• развивать интонационную выразительность речи;
• сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
• обогащать и активизировать словарный запас детей;
• формировать понятия о грамматических категориях языка;
• развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
• стимулировать речевую активность детей;
• развивать речевое общение.
Участники программы: дети 3-4 лет (младшая группа)
Срок обучения: 1 год
Занятия по программе “Речевой калейдоскоп” проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам.
Время занятий: в младшей группе 15 минут;
Всего: 64 занятия в год; 18 часов
Ожидаемые результаты:
— Развитие способности правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;
— Формирование у детей умения менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;
— Развитие способности различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование;
- Развитие связной речи, ее выразительности;
- Обогащение словаря;
- Развитие произвольной памяти;
Способы проверки :
- педагогические наблюдения
- итоговые занятия два раза в год
- проведение открытых мероприятий с участием родителей.
Формы подведения итогов:
- игры-развлечения
- праздники
- досуги
- участие в конкурсах