Мальцева Алина Алексеевна
Проблемы речевого развития и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи педагогического совета:
1. Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
2. Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении.
Публикация «Проблемы речевого развития и пути их решения» размещена в разделах
3. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
4. Развивать умения проектировать, конструировать процессы речевого развития дошкольников.
5. Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
6. Контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Подготовка к педсовету
1. Предварительная работа:
• Семинар - практикум: «Современные технологии речевого развития детей в условиях ФГОС ДО».
• Тематический контроль «Выполнение программных требований по разделу «Речевое развитие»»
• Посещение образовательного процесса по развитию речи.
• Изучение методической литературы по данной проблеме.
• Анализ анкетирования родителей «Речевое развитие ребенка»
• Проведение конкурса «Лучшее игра (пособие) по речевому развитию дошкольников».
2. Домашнее задание
• Вспомнить задачи по развитию речи в каждой возрастной группе, методы и приёмы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Повестка:
Теоретическая часть:
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.
3. Анализ анкетирования родителей.
4. Подведение итогов конкурса – заведующий В. В. Фартушникова.
Практическая часть:
5. Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС».
Ответственный: Ст. воспитатель К. С. Исаева.
6. Решение педагогического совета
Ход педсовета:
Приветствие педагогов. Упражнение «Подарок». Старший воспитатель.
Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на нашем педсовете, тема которого «Проблемы развития речи дошкольников и пути их решения».
Сегодня природа нас радует хорошей и теплой погодой, и я хочу всех порадовать и настроить на продуктивную работу небольшим, но теплым подарком. Я также хочу, чтобы все из вас подарили друг другу теплые подарки, а дарить мы их будем по очереди средствами пантомимы. Изображаем свой подарок и передает его своему соседу справа (мороженое, цветок и т. п.).
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. -
старший воспитатель К. С. Исаева.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». /Ушакова О. С. /
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем :
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.
В нашем ДОУ был проведён тематический контроль «Организация воспитательно–образовательного процесса в ДОУ по развитию речи». (Зачитывается справка по результатам контроля). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.
3. Анализ анкетирования родителей.
Анкета для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Как в целом Вы оцениваете речь Вашего ребенка?
Удовлетворительно, неудовлетворительно, хорошо
2. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?
3. Допускаете ли Вы в речи ребенка грамматические ошибки (много сапогОВ, длинные уХи, моЙ машина и др.)
4. Рассказывает ли Ваш ребенок истории, которые легко понять, т. е соблюдена структура рассказа (начало, середина, конец)
5. Может ли Ваш ребенок интересно рассказать о своих впечатлениях?
6. Компетентны ли Вы в вопросах формирования правильной речи у детей или Вам необходима помощь наших педагогов?
7. Какая форма помощи Вас устроила бы? (консультация, открытое занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)
8. Ваши замечания, предложения, пожелания.
4. Итоги конкурса «Лучшее игра (пособие) по развитию речи дошкольников»
Предлагаю обсудить данную проблему и найти пути ее решения.
Деловая игра
«Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет в этом ФГОС».
Игра проводится с целями углубления знаний педагогов, их компетентности в вопросах организации образовательной деятельности по речевому направлению развития; развития умений обсуждать и согласовывать совместные действия; активизации внимания педагогов за соблюдением норм речи и культуры общения.
Игра проводится в четыре этапа.
1 этап Разминка. Педагоги представляют домашнее задание (мини- сценка, в которой отражена злободневная проблема развития речи детей. Другие педагоги пытаются разгадать смысл увиденного, проанализировать ситуацию и найти путь решения.
2 этап Речевой коллоквиум «Быстрый ответ»
• Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
• Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
• Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т. д.)
• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
• Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
• Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т. д.)
• Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т. д. ; имеет богаты словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)
• Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки, потешки, поговорки и т. д.)
3 этап Педагоги разбиваются на две команды, каждая группа выбирает свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.
Методы и приемы ознакомления детей с литературой
Метод Приемы
Словесный Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание аудиозаписи
Практический Элементы инсценировки
Игры- драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театров
Игровая деятельность
Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движения пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр мультфильмов, видеокниг
Оформление книжной выставки
4 этап Сейчас мы с вами проведем практические упражнения на развитие коммуникативно-речевых умений.
1 команда:
Упражнение «Достижение цели».
• Задание. Выбрать партнера и попросить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т. д.)
• Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.
2 команда:
• Упражнение «Знакомство».
• Ситуация. Молодая мама в нерешительности стоит у кабинета заведующего детским садом, рядом ребенок с игрушкой.
• Задача. Познакомиться с молодой мамой, выступив инициатором общения в одной из ролей – «руководитель», «воспитатель», «родитель».
5 этап «Решение проблемы»
Тематический анализ показал, что у детей средней группы не достаточно хорошо развита связная речь. Составьте план работы с детьми через интеграцию всех образовательных областей в средней группе на примере одной темы: «Дикие и домашние животные»
Образовательные области Вид детской деятельности
Познавательное развитие Беседы на тему «Дикие и домашние животные»
Просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов по данной теме
Использование мнемотаблиц
Экскурсия с воспитателем в детскую библиотеку им. Бианки
Экскурсия с родителями в зоопарк
Просмотр мультфильмов по сказкам
Ребусы, пазлы, кубики по заданной тематике
Дидактические игры «Угадай, чей хвост», «Четвертый лишний», «Помоги животному найти свой дом», «У кого какая мама»
Речевое развитие НОД :
- Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
- Пересказ сказки «Лиса Патрикеевна»
- Составление рассказа по набору игрушек «Как лиса в гости ходила»
Чтение художественной литературы:
-Чтение рассказов, стихов, сказок
- Загадывание загадок
- Заучивание наизусть
Рассматривание иллюстраций к книгам, оформленным художниками Е. Рачевым, Е. Чарушиным, В. Васнецовым
Д/ И:
Словестные игры:
Художественно-эстетическое развитие НОД :
-Лепка «Животные нашего леса»
-Аппликация «Зайчик с морковкой»
-Рисование по замыслу «Мой любимый сказочный персонаж»
-Конструирование «Зоопарк»
Театрализованная постановка «Лисичка сестричка и серый волк»
Социально-коммуникативное развитие Беседа о правилах поведения в природе
Труд в уголке природы
Подкормка птиц на участке
Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Айболит», «Ферма»
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика с текстом «Сорока - белобока», «Зайка», разыгрывание небольших сценок с построением фигур из пальцев
Физкультминутки с текстом
Подвижные игры с текстом «У медведя во бору», «Собачка и воробьи», «Лохматый пес» и др.
Логоритмика
6 этап «Давайте обсудим»
Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?
• Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
• Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
• Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
• Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
• Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
• Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
• Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
• Использование ИКТ технологии на занятиях
7 этап: «Аукцион методических находок»
Домашнее задание. Воспитатели проводят презентацию дидактических игр по развитию речи детей. В распоряжении педагогов 5 – 7 минут. Заключительный этап: подведение итогов педсовета, выработка решения педсовета.
Решение педагогического совета:
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи;
- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника».
Срок: до 15.11.17. Ответственные: воспитатели групп, ст. воспитатель
2. Отражать в календарных планах систематическую индивидуальную работу по речевому развитию детей.
Ответственные: Воспитатели, старший воспитатель анализ календарных планов ежемесячно.
3. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.
Срок: постоянно. Ответственные: Воспитатели, ст. воспитатель – посещение итоговых НОД в группах.
4. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
Срок: постоянно, в течении года. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель.
5. Планировать работу в уголке книги – оформление выставок, индивидуальные и групповые беседы с детьми знакомство с художественной литературой.
Срок: постоянно, в течении года. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель.
6. Воспитателям возрастных групп использовать в проведении непрерывной образовательной деятельности словесные методы, игровые, наглядные и практического методы в соответствии с ФГОС ДО.
Срок: постоянно, в течении года.
Ответственные: Воспитатели, ст. воспитатель.
7. Включить в план работы с родителями воспитанников педагогам группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников речевой компетентности по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель.
Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 2 – 4 лет.
1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т. п.).
2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т. п.).
4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.
Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.
1. Развивать произносительную сторону речи:
• подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
• вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
2. Развивать и совершенствовать словарь:
• знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
• учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
3. Развивать грамматические навыки устной речи:
• упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т. п.);
• упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
• учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
• обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
4. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь :
• создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
• учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
• демонстрировать детям культуру ведения диалога;
• готовить к обучению связной монологической речи;
• посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
5. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
6. Создавать условия, способствующие активизации речи:
• рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
• создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.