Марина Тиунова
Педагогический проект «Знакомство с родным районом» (правила БДД)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Знакомство с родным районом» (правила БДД)
(формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление с правилами дорожного движения).
г. Воркута, 2015 г.
1. Пояснительная записка
1.1 Проблема
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье.
Публикация «Педагогический проект „Знакомство с родным районом“ (правила БДД)» размещена в разделах
Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями, мы организовали проектную деятельность по теме «Знакомство с родным районом».
1.2 Актуальность
Данная тема актуальна в сегодняшние дни, так как после проведения исследования знаний и умений детей по теме была выявлена проблема: незнание и невыполнение детьми многих правил городской жизни, невнимательное отношение детей, будучи пешеходами к происходящему на улице и дороге, неосознанность наличия опасностей на городских улицах. А анкетирование родителей позволяет сделать вывод, что правила дорожного движения стараются соблюдать все (согласно анкетам, но пока не уделяют должного внимания на привитие этих навыков и верного отношения к соблюдению данных правил у детей! Также анкетирование родителей показало, что более половины родителей не уверены в том, что дают своему ребенку знания правил дорожного движения в полном объеме. Таким образом, данная работа всем своим объемом ложится на плечи дошкольного образовательного учреждения и не только для обучения детей, а и для проведения работы с родителями по данной теме. Именно они – родители являются главным примером в жизни ребенка и важным источником информации, и от них зависит выработка ответственного отношения к правилам дорожного движения у ребенка. А детский сад здесь оказывает практическую помощь, консультирует родителей об информации, которую ребенок в данном возрасте может и просто обязан усвоить, выработать определенный тип поведения в качестве пешехода, пассажира и просто участника жизни улицы.
Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил – это результат общей воспитанности. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
1.3 Цель и задачи проекта
Цель проекта : обогащение представлений младших дошкольников о правилах дорожного движения, знакомство с расположением объектов на близлежащей к ДОУ территории (перекрёстки, пешеходные переходы, светофоры, проезжая часть) через разработку безопасного маршрута «Дом – детский сад».
Проект решает следующие задачи:
1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
2. Продолжать знакомить с профессиями водителя, инспектора ГИБДД, их трудовых действиях и общественной значимости деятельности.
3. Расширять представления о видах транспортных средств, правилах поведения в транспорте.
4. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
5. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
6. Уточнить знания детей об улицах района, разнообразии домов и дорог.
7. Учить выбирать самый безопасный маршрут по улицам города.
8. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
9. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
1.4 Адресация проекта
Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста: 2 младшую и среднюю (возраст воспитанников, участвующих в реализации данного проекта – 3 - 5 лет).
1.5 Информация о разработчиках проекта (руководитель и участники проекта)
Руководитель проекта : старший воспитатель МБДОУ - Рочева Светлана Васильевна.
Участники проекта :
1) воспитатели:
- Тиунова Марина Владимировна;
- Габдулхакова Рамзия Рафисовна;
- Егорова Ирина Валерьевна;
- Шишко Елена Викторовна;
2) музыкальный руководитель: Жданова Любовь Григорьевна
3) младший воспитатель - Булычёва Карина Владимировна (Ведущая роль главного персонажа на совместном детском развлечении).
1.6 Сущность и особенности проекта
Проект возник в результате выявления недостаточных знаний воспитанников в вопросах безопасности дорожного движения и направлен на создание психолого-педагогических условий, способствующих выработке основ безопасного поведения на дороге.
Особенности проекта :
- по характеру создаваемого продукта: информационно-познавательный;
- по количеству создателей: подгрупповой;
- по количеству участников: коллективный;
- по продолжительности: среднесрочный;
- по профилю знаний: межпредметный;
- по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.
1.7 Режим образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность проводится 2 раза в день, продолжительность во 2 младшей группе - 15 минут, в средней группе - 20 минут.
1. 8 Этапы и сроки реализации проекта
Первый этап - организационный (02.02.15 – 27.02.15) :
- синтезация идеи и анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта;
- подбор и изготовление необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- определение задач воспитательно-образовательной работы и планирование деятельности педагогов.
Второй этап - реализация проекта, организация деятельности с участниками проекта (02.03.2015 – 09.04.2015) :
- непосредственно образовательная деятельность педагогов с воспитанниками;
- индивидуальные и групповые беседы;
- самостоятельная художественно-творческая деятельность детей;
- сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические, подвижные игры, игры – драматизации, игры с разными видами конструкторов и макетами;
- чтение художественных произведений, загадок, заучивание стихов и песен;
- викторины;
- экскурсии, наблюдения, целевые прогулки;
- рассматривание картин, плакатов, иллюстративного материала, альбомов;
- выставки детских рисунков и поделок;
- посещение детско-юношеской библиотеки;
- встреча с инспектором ГИБДД;
- просмотр мультимедийных презентаций;
- первоначальный и итоговый мониторинг качества образования по данному направлению.
Третий этап - презентация результатов проекта (10.04.2015) : общее итоговое развлечение «Дорожная Азбука»
Четвёртый этап – анализ деятельности по проекту, оформление результатов (13.04.2015 – 24.04.2015) : руководитель, авторы – разработчики, участники проекта оценивают эффективность, креативность проекта, качество результатов, перспективу продолжения работы.
1. 9 Продукты проекта :
Результат деятельности руководителя проекта -
- Корректировка и оформление педагогического проекта "Знакомство с родным районом" (правила БДД). формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление с правилами дорожного движения.
Результат деятельности педагогов - реализаторов проекта :
- перспективные планы по реализации проекта (2 младшая и средняя группа)
(см. Перспективный план реализации проекта «Знакомство с родным районом (правила БДД)» 2 младшая группа на 2015 г., в приложении № 1)
(см. Перспективный план реализации проекта «Знакомство с родным районом (правила БДД)» средняя группа на 2015 г., в приложении № 2)
- приложения к данным перспективным планам (маршруты экскурсий, конспекты НОД, худож. - литературный материал и т. д.)
(см. Приложения для реализации Перспективных планов проекта "Знакомство с родным районом" (правила БДД) на 2 младшей группе, в приложении № 3.)
(см. Приложения для реализации Перспективных планов проекта "Знакомство с родным районом" (правила БДД) на средней группе, в приложении № 4.)
- разработка карты безопасного маршрута «Дом – детский сад»
(см. Карта безопасного маршрута "Дом - детский сад", в приложении № 5).
- разработка сценария развлечения по правилам дорожного движения «Дорожная Азбука»
для детей младшего дошкольного возраста
(см. Сценарий развлечения по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"
для 2 младшей и средней групп, в приложении № 6).
- подборка консультаций для родителей по основам безопасности дорожного движения.
- оформление выставок детских работ по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» по рисованию, лепке, аппликации, конструированию по темам: «Автобус для зверят», «Дорога для машин», «Транспорт», «Улицы нашего города», «Светофор», «Дорожные знаки», «Пешеходный переход»;
Продукты деятельности воспитанников:
- творческие работы дошкольников по лепке, аппликации, рисованию, конструированию по темам: «Автобус для зверят», «Дорога для машин», «Транспорт», «Улицы нашего города», «Светофор», «Дорожные знаки», «Пешеходный переход», итоговые коллективные работы.
(Фотоматериалы от продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) во 2 мл. и средней группе, в приложении № 7).
1. 10 Перспективы распространения:
трансляция опыта на муниципальном, республиканском, федеральном уровне (печатные издания, интернет, Педагогических чтения, участие в конкурсах различного уровня).
2. Формы и принципы работы, структура и содержание учебной дисциплины
2. 1 Формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность педагогов с воспитанниками;
- индивидуальные и групповые беседы;
- самостоятельная художественно-творческая деятельность детей;
- сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические, подвижные игры, игры –
драматизации, игры с разными видами конструкторов и макетами;
(см. Фотоматериалы игровой деятельности детей по тематике БДД,
в приложении № 8).
- чтение художественных произведений, загадок, заучивание стихов и песен;
- викторины;
- экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, посещение Детско-юношеской библиотеки;
(см. Маршруты экскурсий для детей 2 мл. и средней группы, в приложении № 9).
(см. Фотоматериалы экскурсионной деятельности детей, в приложении № 10)
- рассматривание картин, плакатов, иллюстративного материала, альбомов;
(см. Фотоматериалы по работе с иллюстративным материалом, в приложении № 11).
- выставки детских рисунков и поделок;
- встреча с инспектором ГИБДД;
- просмотр мультимедийных презентаций по тематике;
(см. Запись мультимедийных презентаций для работы с детьми по БДД на диске, в приложении № 12)
- первоначальный и итоговый мониторинг качества образования по данному направлению.
2.2 Основные принципы организации интегрированной образовательной деятельности, лежащие в основе проекта :
– гуманистические:
- ведущим является субъект – субъективные отношения, т. е. полноценные межличностные отношения, основанные на доверии, без подозрений, неискренности, страха;
- принцип добровольности предполагает добровольное участие в мероприятиях, играх и упражнениях;
- принцип активности предполагает вовлечение родителей в образовательную деятельность
- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка
- принцип «от простого к сложному»
- принцип системности и наглядности
- принцип доступности изучаемого материала
- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий
- проблемно – исследовательский характер заданий
- вариативно – дифференцированное содержание заданий
- опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и
доказывать свою точку зрения
- привлекательность, занимательность и образность содержания заданий.
- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий.
- принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
- принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
2.3 Необходимые условия для проведения образовательной деятельности
1. Интеграция различных видов детской деятельности под единую тему образовательной
деятельности.
2. Благоприятный психологический климат в группе.
3. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных
способностей, возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом.
4. Позиция сотрудничества воспитателя с ребёнком, как с равным партнёром.
5. Позиция сотрудничества ребёнка с ребёнком, работа в парах.
6. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и
открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
7. Разнообразие интеллектуальной и практической деятельности.
8. Постоянная смена формы вопросов, стимулирование поисковой деятельности детей.
9. Содержание заданий должно быть посильным.
10. Учёт индивидуальных, возрастных, психических особенностей воспитанников.
11. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию
деятельности, стимулирование познавательной активности детей.
Результаты мониторинга определяется по следующим критериям:
- если ребёнок правильно и полно ответил на вопрос без дополнительных наводящих вопросов –
высокий уровень (обозначается зелёным цветом);
- если ребёнок неточно и неполно ответил на поставленный вопрос, или ответил с помощью наводящих вопросов -
средний уровень (обозначается жёлтым цветом);
- если ребёнок не ответил на вопрос, или ответил с помощью многочисленных наводящих вопросов, в своих ответах путается и неуверен -
низкий уровень (обозначается красным цветом).
(см. Таблицы для занесения результатов мониторинга детей младшего дошкольного возраста, по знанию правил безопасности дорожного движения на начало и конец реализации проекта», в приложении № 13).
Методы мониторинга: диалоговая форма общения, ответы детей на вопросы педагога.
По результатам анализа мониторинга педагог уточняет для детей своей группы цели и задачи построения последующей работы по знанию правил безопасности дорожного движения, планирует содержание и наиболее аффективные формы и методы работы с детьми.
Вопросы для проведения мониторинга по данному направлению
у детей 2 младшей группы (на начало и конец реализации проекта).
1. Назови цвета светофора.
2. Покажи грузовой и легковой автомобили.
3. Назови части автомобиля.
4. Кто водит автомобиль?
5. Где едут машины?
6. Кого перевозит автобус?
7. Где останавливается автобус?
8. Где на улице ходят люди?
9. Где должны играть дети?
10. Для чего нужен пешеходный переход?
11. Для чего нужен светофор?
Вопросы для проведения мониторинга по данному направлению
у детей средней группы (на начало и конец реализации проекта).
1. Какие ты знаешь автомобили?
2. Какие автомобили называют грузовыми?
3. Назови части автомобиля.
4. Что такое светофор?
5. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
6. Как называется место на улице, где разрешено ходить людям?
7. Что ты знаешь о работе водителя?
8. Что ты знаешь о пассажирском транспорте?
9. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
10. Для чего нужен пешеходный переход?
11. Что такое перекрёсток?
Таким образом, мониторинг знаний воспитанников по правилам дорожного движения и безопасному поведению показал следующие результаты:
- у детей сформированы знания об окружающей дорожно-транспортной среде;
- дети научить понимать схематическое изображение дорожных знаков для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- повысилась дисциплинированность, умение сознательно выполнять правила дорожного движения, культура поведения в дорожно-транспортном процессе.
Результаты мониторинга показали, что уровень знаний и умений в обеих группах изменились в лучшую сторону.
Эффективность данного проекта присутствует, имеется смысл для распространения данного педагогического проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровне
7. Основные средства обучения (ресурсы проекта)
В группах находятся обобщенные материалы по обучению детей правилам дорожного движения, имеются наглядные учебные пособия, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный, дидактический материал, макеты улиц, альбомы, комплекты дорожных знаков, строительный конструктор, схемы, мультимедийное оборудование, диски DVD, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарной, необходимые атрибуты для сюжетно-ролевых игр, методическая художественная литература, литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений. Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр.