Вера Крутина
Педагогический проект «Знакомство с биографией и творчеством детских писателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ц О № 34» ДО «Крепыш»
Педагогический проект
для детей подготовительной группы
на тему: «Знакомство с биографией и творчеством детских писателей»
Подготовили:
воспитатели МБОУ «ЦО № 34»
ДО «Крепыш»
Крутина Вера Владимировна
Зараева Нина Васильевна
Тула – 2017
Давайте представим, хотя бы на миг, что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт, что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире, слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Публикация «Педагогический проект „Знакомство с биографией и творчеством детских писателей“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Что нету Незнайки, вруна - недотёпы, что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого? Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Ю. Энтин
Актуальность темы:
Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
Мы провели анкетирование среди родителей «Роль книги в воспитании детей». Проанализировав результаты, выяснили, что 50% родителей не читают детям книги дома, объясняя это отсутствием свободного времени.
Поэтому мы решили создать проект, в ходе реализации которого постарались определить степень важности и необходимости ознакомления детей с художественной литературой, сформировать у детей и их родителей устойчивый интерес к совместному домашнему чтению, восполнить отсутствие целенаправленной, систематической работы по данной теме.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности. Целенаправленное общение старшего дошкольника с книгами доставляющее ребенку удовольствие, будет вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников, наряду с детьми, являются активными действующими лицами.
Цель проекта : Развитие устойчивого интереса к произведениям детских писателей (Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Виталий Бианки, Евгений Чарушин); содействие в становлении личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
Задачи проекта :
1. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи. Расширять читательский кругозор ребёнка через знакомство с произведениями русских писателей-натуралистов В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, детских писателей С. Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К. И. Чуковского
2. Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво.
3. Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.
4. Создать условия для совместной и самостоятельной деятельности детей, их родителей и педагогов.
5. Внедрить новые образовательные технологий в педагогическую практику (Информационно – коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ в ООД, игровые технологии, мнемотехника и др.)
6. Организовать различные виды деятельности, воздействующие на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;
Тип проекта :
• По доминирующей в процессе деятельности – познавательный, социальный, творческий.
• По времени – краткосрочный (16.10.2017. - 16.12.2017.)
• По характеру контактов – в рамках дошкольного отделения «Крепыш».
• По характеру участия детей в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы, родители, старший воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель.
Ресурсы:
Материально – технические: Слайды «Как бы жили мы без книг» (презентация). Портреты детских писателей, фотоаппарат, проигрыватель дисков, компьютер, альбом, акварельные краски, клей ПВА. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации и подготовки к ООД.
Учебно – методические: Сборники стихотворений А. Барто «Мы с Тамарой», «Младший брат», «Игрушки», сборник лучших стихов и сказок К. Чуковского, рассказы Е. Чарушина и В. Бианки, стихотворения С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, биографии детских писателей.
Наглядные пособия: альбом «Детские писатели и их книжки», иллюстрации Лебедева к стихотворениям С. Маршака, портреты детских писателей.
Методические пособия:
1. Барто Агния Львовна Верё вочка: стихотворение\А. Л. Барто;ил. Г. О. Валька. – Нигма, 2015.-12с. ил.
2. Книга для чтения детям от года до семи лет:стихи,рассказы,сказки,песенки\С. Маршак,А. Барто,Л. Толстой,К. Ушинский и др. ;Художник Н. Акиньшин и др. -Москва:Изд. АСТ; Тула:Родничок,2016.-254(2)с. :ил.
3. «Мои первые книжки». Корней Чуковский «ТЕЛЕФОН». Рисунки В. Винокура. Москва изд. :«Детская литература», 1986
4. «Мои первые книжки». С. Маршак «БАГАЖ». Рисунки В. Лебедева. Москва изд. :«Детская литература», 1988
5. Е. Чарушин: «На нашем дворе», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».
6. В. Бианки «Воробей».
7. Е. И. Чарушин /Сост. И. Бродский и К. Вишняк. - М. ;1947.
8. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых.
9. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г.
10. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ. М., 2005г.
11. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
12. Сборники стихотворений А. Барто «Мы с Тамарой», «Младший брат», «Игрушки».
13. Сборник лучших стихов и сказок К. Чуковского.
14. Сборник стихов и сказок С. Я. Маршака.
15. С. В. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Как бы жили мы без книг».
16. Интернет-ресурсы.
Формы работы над проектом : ООД, беседы с детьми, конструирование из бумаги, художественное творчество, рассматривание иллюстраций, фото, работа с родителями с целью создания альбома «Детские писатели и их книжки», анкетирование, театрализованная деятельность (драматизация, декламация стихов).
Продукты проекта для педагогов, детей и родителей:
Для педагогов – Презентация «Как бы жили мы без книг» на малом педагогическом совещании. Открытое занятие «По страницам книг В. Бианки».
Для детей: – Презентация «Детские писатели и их произведения», выставка рисунков, выполненных детьми совместно с родителями, создание книжки – малышки со стихами С. Маршака, обогащение предметно – развивающей среды «Уголок детского писателя», «Детская библиотека»
Для родителей: Участие в создании альбома «Детские писатели и их книжки», составление рекомендаций «Как научить ребёнка любить книгу», консультация «Семейное чтение», подбор материала о пользе домашнего чтения для демосистемы «По страницам любимых книг».
Ожидаемые результаты:
В отношении детей:
1. Расширены и систематизированы знания детей о детских писателях и их творчестве, важности чтения в жизни человека;
2. Участие детей в досуге по произведениям К. И. Чуковского;
3. Сформировано бережное отношение к книгам, желание внимательно слушать произведения,
4. Сформирован эмоционально – мотивационный интерес детей на произведения художественной литературы;
5. Усвоен алгоритм создания проекта, сформировано умение представлять творческий продукт коллективной, индивидуальной деятельности;
5. Дети принимают активное участие в творческих конкурсах, рисуют иллюстрации к сказке.
6. Знакомство с детской библиотекой через интерактивное занятие сотрудников детской библиотеки им. Л. Н. Толстого.
Педагогов :
1. Выступление на малом педагогическом совещании с защитой проекта;
2. Повышено качество методического сопровождения;
3. Повышен уровень ответственности педагогов за формирование у детей любознательности, расширения кругозора по образовательной области «Развитие речи».
4. Обогащение методических приемов, средств и форм работы с детьми и родителями по привитию детям любви к чтению.
Родителей:
1. Участие родителей в работе над проектом «Мы знаем и любим детских писателей»;
2. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
3. Получение консультаций по вопросам развития творческих способностей детей;
4. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Этапы реализации проекта :
1. Накопительный
Воспитатели С детьми С родителями
1. Выбор темы, определение целей и задач,
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, ЭОР и т. п.);
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе.
4. Разработка плана мероприятий с детьми по ознакомлению с творчеством детских писателей, планирование выставок. 1. Творческая игра «Что бы было, если бы мы не умели читать?»
2. Постановка проблемы: «Знаем ли мы детских писателей?», «Произведения каких детских авторов нам знакомы?», «Что читают нам родители дома?»
3. Беседы.
4. Чтение художественной литературы. 1. Выявить мнение родителей о необходимости чтения художественной литературы детям в семье «Роль книги в воспитании детей»
2. Рассматривание вопросов ознакомления детей с детскими писателями посредством чтения.
4. Оказание консультативной помощи в подборе материала для демосистемы «По страницам любимых книг».
2. Практический
Воспитатели С детьми С родителями
1. Презентация «Как бы жили мы без книг» на малом педагогическом совещании
2. Открытое занятие «По страницам книг В. Бианки». Проведение бесед, ООД, работа с иллюстрациями, творческая деятельность. 1. Памятка для родителей «Как привлечь внимание ребёнка к художественной литературе».
2. Выставка рисунков (выполненных совместно с родителями)
«В гостях у К. Чуковского»
3. Анкетирование для родителей на тему «Роль книги в воспитании детей»
4. Консультация «Практические рекомендации для родителей по воспитанию грамотного читателя», подбор материала о пользе домашнего чтения для демосистемы «По страницам любимых книг».
5. Акция «Подари книгу в группу»
Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с ФГОС в четырех образовательных областях:
Познавательное развитие: ООД – Беседа «Творчество Бианки В. В.»; ООД «В гостях у писателя С. Я. Маршака»; беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька»; просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского, Круглый стол «Поделимся впечатлениями»; КВН «Мы знаем и любим детских писателей»; и др. (см. приложение)
Художественно – эстетическое развитие:
Конструктивно – модельная деятельность: изготовление книжки - малышки со стихотворениями С. Я. Маршака; выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям Михалкова; ООД по рисованию «Мой любимый герой Чуковского»; лепка «Тюпа»; вечер развлечений «Пение песен на стихи Маршака».
Беседы с детьми
Дидактическая игра «Телефон».
Речевое развитие: Составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Социально – коммуникативное развитие: Сюжетно – ролевая игра «Путешествие с героями любимых книг»; сюжетно-ролевая игра «Семья», «Театр», «Библиотека».
Совместная деятельность воспитателя и детей в течение дня по ознакомлению с художественной литературой, самостоятельная деятельность детей.
Продолжение работы по популяризации чтения художественной литературы, ознакомлению с детскими писателями совместно с родителями.
3. Заключительный
Воспитатели С детьми С родителями
1. Оформление выставки детских работ «Герой моей любимой книги»
2. Обмен опытом на малом педагогическом совещании, презентация, фотоотчет по реализации проекта.
1. Круглый стол «Поделимся впечатлениями».
2. КВН «Мы знаем и любим детских писателей»
3. Вечер развлечений «Наш Маршак»
1. Оформление альбома с рисунками детей «Мы – художники-иллюстраторы»
2. Демосистема «По страницам любимых книг».
3. Благодарственные письма за активное участие, помощь в реализации проекта, работе с детьми
Участие в создании альбома «Детские писатели и их книжки», составление рекомендаций «Как научить ребёнка любить книгу»
Связь со специалистами:
Старший воспитатель – проводит консультации, дает методические рекомендации для воспитателей, обеспечение материально – техническими и учебно – методическими ресурсами, ЭОР.
Музыкальный руководитель – проводит совместные праздники по произведениям детских писателей.
Педагог – психолог совместно с воспитателями закрепляет на занятиях пройденный материал, побуждает родителей к совместной деятельности., контролирует эмоциональный фон группы по реализации проекта.
Учитель – логопед активизирует словарный запас детей, внедряет новые слова в активную речь детей.
Результативность проекта :
Реализовав проект через организованную образовательную деятельность, нам удалось, повысить интерес детей к чтению, приблизить к искусству посредством изучения творчества детских писателей, повысить уровень знаний о биографии и творчестве советских писателей, значительно расширить словарный запас детей, повысить уровень речевой активности детей.
Дети научились сопереживать, вживаться в роль героев произведений детских писателей, что позволило детям эмоционально раскрепоститься, усилилась сплоченность и дружелюбное отношение детей к друг другу.
Постоянное привлечение изучения литературных произведений в образовательный процесс, может стать важным резервом в успешном всестороннем развитии детей.
Проводя работу с родителями, мы пришли к совместному выводу, что домашнее чтение укрепляет семейные традиции. В рамках реализации проекта увеличился интерес родителей к участию в жизни группы.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали участие в занятиях с удовольствием. Практика показала, что при сопереживании взрослым вместе с детьми, дети в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы. Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней и искренней.
Вывод: данный проект позволил наглядно систематизировать и обобщить знания детей о важности чтения книг, познакомить их с биографиями авторов детских произведений. Благодаря самостоятельной деятельности в ходе игры, совместным досугам, дети закрепили полученные знания. Проект способствует активному участию каждого ребенка и родителя в развитии и укреплении детско – родительских отношений.
Перспектива развития проекта :
1. Разработка викторины с использованием ИКТ на тему «Сказки Корнея Чуковского» для детей подготовительной группы.
2. Создание презентации к ООД по речевому развитию «Произведения Н. Носова» для детей подготовительной группы.