Юлия Бердникова
Педагогический проект «Этикет с малых лет» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект во второй младшей группе
Актуальность
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.
В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей,подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей.
Публикация «Педагогический проект „Этикет с малых лет“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Реализация данного проекта в детском саду начнётся не с нуля. Педагогический коллектив детского сада работает по комплексной программе «Детство» Т. И,Бабаевой, З. А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе, которая обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,в процессе реализации которых формируются такие знания,умения и навыки,которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры.
Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.
Проблема:
Дети, не владеющие навыками культуры общения менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.
Проблема (на уровне ребенка) : Хочу научиться быть вежливым.
Цель проекта :
Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов.
Задачи проекта :
• Овладение детьми правилами хорошего тона для построения настоящих и будущих межличностных отношений;
• Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры общения у детей;
• Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей;
• Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
• Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;
• Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 – май 2016.
Тип проекта :
• практико – ориентированный,
• информационно – практический,
• долгосрочный,
• групповой.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».
Методы исследования.
Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация.
Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.
Направления работы с детьми по формированию культуры поведения и общения у детей:
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Культура общения детей со сверстниками и взрослыми;
• Культура деятельности (поведение в общественных местах, в трудовой деятельности, бережное отношение к вещам, к природе.
Предполагаемые результаты:
Для педагогов :
• Повышение уровня компетентности в вопросах нравственности.
• Инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.
• Использование материалов на этическую тему в разных видах детской деятельности.
Для детей:
• Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.
• Появление интереса к этикету.
• Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной деятельности.
• Проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
• Применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье.
• Повышение этической культуры.
• Повышение статуса семейного воспитания.
В работе с детьми по проекту особое внимание уделяется проявлению доброжелательного отношения друг другу, выражению эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм поведения в социуме.
При планировании воспитательного процесса включены следующие формы работы:
1. Организационная форма
- Занятие;
- беседа;
- интегрированное занятие;
- чтение художественной литературы;
- развивающие игры-тетрализации;
- игры на развитие навыков общения;
- этюды.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- Дидактические игры;
- упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка,аппликация,конструирование).
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Перспективный план работы по реализации проекта
Содержание работы:
С педагогами
1. Отбор художественной литературы и её планирование в образовательном процессе и по учёту возрастных особенностей при подборе произведений;
2. Проведение тематических бесед, занятий по включению этикета в образовательный процесс;
3. Просмотр видеофильмов, презентаций на тему этики. Обсуждение.
4. Проведение недели добрых дел.
5. Выставка литературы по теме.
С детьми
1. Включение этикета в образовательную деятельность: прогулки, беседы, игры, развлечения в соответствии с планом.
2. Сценарий занятий: «Доброе утро», «Вежливые слова», «Давайте познакомимся», «Правила поведения для малышей», «Вежливые слова и хорошие манеры».
3. Альбом правил доброты.
4. Изготовление плаката (цветик-семицветик) «Волшебные слова».
5. Создание фотоальбома «Наша группа».
С родителями
1. Оформление папки-передвижки- «Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста»(сентябрь).
2. Консультации для родителей : «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания»(ноябрь, «Ребёнок – зеркало нравственной жизни родителей (март).
3. Родительское собрание : «Совместная работа детского сада и семьи по формированию первоначальных трудовых умений и навыков»(декабрь).
4. Беседы с родителями- «Давайте жить дружно»(февраль, «Уроки доброты»(апрель).
Этапы,мероприятия и сроки проведения проекта
Подготовительный - Организационный
Создание условий для реализации проекта
Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.
Определение уровня подготовленности детей—диагностики.
Разработка перспективного планирования по развитию речевого этикета в младшем дошкольном возрасте.
Подбор игр по воспитанию культуры поведения.
Организация развивающей среды.
Прогнозирование результатов.
Оформление родительского уголка.
Сентябрь-октябрь
Практический
Организация метода проектирования с детьми
Беседы и занятия с детьми – «Доброе утро», «Давайте познакомимся»,«Поздравление, пожелание», «Правила поведения для малышей»,«Вежливые слова и поступки», «Как правильно приветствовать друг друга», «Волшебные слова», «Как можно понять настроение человека», «Как правильно вести себя за столом», «Как правильно вести себя в общественных местах», «Телефонный разговор».
Чтение художественной литературы. Обсуждение смысла произведений»– «До чего же хороши вежливые малыши!» Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, «Я мою руки» М. Яснов; «Я сам» Р. Юдина, «Девочка чумазая» А. Барто;«Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковский; «Научу обуваться и братца», «Посидим в тишине» Э. Благинина; «Маша и Ойка», «Когда можно плакать» С. Прокофьева, «Митя –сам», «Жадина» Э. Мошковская;э тические сказки «Чучело», «Королева-зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер и т. д.
Использование потешек в режимных моментах (во время умывания,перед обедом и т. д.).
Заучивание потешек: «Наша Маша маленька», «Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять», «Вкусная каша».
Заучивание пословиц и поговорок – «Каков привет,таков и ответ», «Поклонишься-голова не отвалиться».
Загадывание загадок о вежливости,о правилах личной гигиены.
Рассматривание иллюстраций: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Знакомство», «Поведение за столом», «Поведение в магазине» и т. д.
Просмотр мультфильмов- «Мойдодыр», «Просто так», «Хрюша обижается», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Грязнуля»(Уроки тётушки совы).
Игровые упражнения – «Моем руки», «Мы уже большие», «Расскажем Хрюше,как правильно кушать», «Покажем мишке,как правильно умываться», «Научим куклу Машу сервировке стола к обеду», «Застегни-растегни», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Замечание», «На дне рождения», «Кто кому уступит место», «Обращение к взрослому», «Комплименты».
Дидактические игры –«Доскажи словечко», «Вежливая просьба», «Что сначала,что потом», «Мишка-именник ждёт гостей».
Сюжетно-ролевые игры – «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «В кафе», «Мы едем в транспорте».
Пальчиковые игры – «Братцы», «Семья», «Строим дом», «Здравствуй», «С добрым утром», «Деток в гости пригласим, пирожками угостим», «Мы капусту рубим…», «Апельсин», «Птенчики в гнезде» и т. д.
Игра-тетрализация- «Заяц и лиса», «Репка», «Колобок».
Поручение – «Помоги товарищу».
Детская продуктивная деятельность:
Лепка – «Я пеку,пеку,пеку…», «Подарок для зайчика».
Аппликация –«Построим поликлинику для игрушек», «Поможем маме постирать бельё» и т. д.
Конструирование- «Построим домик для мишки» и т. д.
Свободное рисование.
Трудовая деятельность:
Наблюдение за трудом няни:моет пол ;моет посуду.
Наблюдение за трудом дворника.
Экскурсия на кухню.
Ноябрь-май
Обобщающий
Определение результативности проекта
Обобщение результатов проекта и представление их коллегам.
Презентация проекта на педсовете.
Май