Татьяна Дутова
Этикет: «Стоит ли обучать с малых лет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет :
«Стоит ли обучать с малых лет?»
Многие люди считают, что придёт время – тогда и научится всему! Так ли это? Дети – это всегда радость, но и вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Воспитание нравственности начинается с колыбели, когда мать улыбается ребёнку, радуется ему — это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру. Мир детства - это та таинственная и чудесная планета, жители которой многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта, а ведь это начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Пример взрослых при соблюдении единых требований - достижение главной цели — развитие личности ребёнка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке. Наша задача не только приучить детей выполнять те или иные правила поведения, не только обучить их хорошим манерам, но и воспитать у них внутреннюю красоту, чтобы дети поступали должным образом в силу уважительного отношения к людям.
Публикация «Этикет: „Стоит ли обучать с малых лет?“» размещена в разделах
В условиях семьи и дошкольного образования с раннего возраста формируется культура общения, привычка выполнять общепринятые правила вежливости. У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры — этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Правила поведения в обществе называется – ЭТИКЕТОМ.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. Знание этикета — один из принципов воспитанности. Мир этикета многообразен и удивителен, так как на нашей планете масса народностей со своими традициями и обычаями. Основы этикета достаточно просты. Состоят из многих действий и включают ряд культурно-гигиенических навыков. Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно. Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Поступая в дошкольное образовательное учреждение, ребенок уже имеет определенный уровень сформированных социальных умений, связанный со знанием и применением правил этикета, который он получил в семье. Дошкольное образование, опираясь на принципы гуманизма, должно стать источником формирования социального опыта ребенка, способствующего его успешной социализации. Работа каждого педагога в этом направлении должна стать творческой. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный культурный, образованный человек. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаясь с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что – то искусственно выдуманное для условия жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому, что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. В дошкольном возрасте формы общения со взрослым и сверстниками определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру, но преобладает непроизвольный характер поведения. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Работа по обучению детей правилам этикета продолжается и закрепляется каждый день в разных режимных моментах, где используются игровые приёмы обучения этикету в форме сюжетно – ролевых, дидактических игр, бесед, чтения художественной литературы, создания различных проблемных ситуаций, рассматривания иллюстраций. Нужно добиваться от дошкольников точного и чёткого выполнения действий, их правильной последовательности применения. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится поэтапно, при соблюдении педагогических и этикетных принципов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей при их самостоятельности и инициативе.
Как известно, дети, особенно дошкольники, не любят правил, которые диктуют им взрослые. Часто они в силу своих психических особенностей с трудом принимают и понимают их. Любое правило имеет действенную природу, т. е. одновременно диктует и то, что надо делать, и то, чего делать нельзя. В ряде исследований было доказано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует того, что человек будет руководствоваться им в практической деятельности; в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки им (С. Г. Якобсон).
Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. Взрослым надо помнить, что образовавшиеся поведенческие действия правильных и негативных поступков очень стойки, и нельзя упускать время детства, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад для любого возраста гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».