Елена Комусова
Педагогический проект во второй младшей группе «В игры-драматизации играя, все стороны речи мы развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Но особую актуальность приобретает проблема развития речи. Одним из самых эффективных средств развития речи ребенка-дошкольника является театр и театрализованная деятельность. Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.
Публикация «Педагогический проект во второй младшей группе „В игры-драматизации играя, все стороны речи мы развиваем“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Игры-драматизации - форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность также направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Развитие просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки.
2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки, песенки сказки с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок, изготовленных воспитателем в присутствии детей.
3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках, потешках; развивать умение вести диалог; обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности, особенностями русской речи.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать сказки потешки.
5. Знакомить детей с приёмами кукловождения, театра картинок, пальчикового театра.
6. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.
ГИПОТЕЗА:
Дети заинтересованы в играх – драматизациях с удовольствием участвуют в них; дети активно общаются. Активизировано речевое общение; посредством игр – драматизаций у детей развита диалогическая речь.
Тип проекта : долгосрочный, групповой, ролево - игровой, творческий.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
• воспитатели,
• дети группы,
• родители воспитанников.
МЕТОДЫ:
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы:
1. Теоретические:
изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Практические:
выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и провести анализ;
творческие задания;
применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, средств, усиливающих воздействие слова;
игры-драматизации;
работа с родителями.
Обеспечение
Методическое:
1. Артёмова Л. В., Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. / Л. В. Артёмова. – М. : Просвещение, 1991.-127 с.
2. Доронова Т. Н., Играют взрослые и дети : из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова, - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. – 208 с.
3. Зацепина М. Б., развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (6) .
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С., Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12) .
5. Смирнова Е. А., система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс»; 2013. – 144 с.
6. Русские народные сказки.
Материально – техническое:
1. Аудиозаписи.
2. Разные виды театра.
3. Маски – шапочки.
4. Художественная литература.
5. Картинки и иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам.
6. Декорации, костюмы к спектаклю.
Этапы проекта
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 1.09.14 г. по 31.10.14 г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- определение методов работы;
- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
создание картотеки по играм – драматизациям.
Перспективный план
Срок Форма и содержание деятельности
Ноябрь Выставка книг.
-Русские народные сказки, сборники песенок, потешек, стихов.
Чтение, рассказывание.
-Потешки «Кисонька - мурысонька»,
«Кошки-мышки»
-Русская народная сказка «Репка».
Драматизация детьми
- Обыгрывание потешек «Кисонька-мурысонька», «Кошки-мышки» с помощью игрушек.
- Настольный театр на прищепках «Репка».
Игры.
Баба сеяла горох.
Физическое развитие.
Физкультминутка «Щеночек».
Бег по кругу друг за другом
Художественное творчество.
Лепка репки.
Декабрь Беседы
Беседа о театре.
Чтение.
Песенка «Алёнка - Малёнка».
Русская народная сказка «Маша и медведь».
Драматизация детьми.
-Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по тексту песенки «Алёнка Малёнка», который читает воспитатель.
-Настольный театр «Маша и медведь».
Игры.
Сюжетно-ролевая игра «Я иду в театр».
Подвижная игра с текстом «Медвежата в чаще жили».
Художественное творчество.
Лепка на тему: «Поможем Маше налепить птрожков».
Январь Чтение.
Русская народная сказка «Три медведя».
Драматизация детьми.
-Настольный театр «Три медведя».
Беседа.
Беседа о героях сказки «Три медведя».
Игры.
Пальчиковая игра «Семья».
Подвижная игра с текстом «У медведя дом большой».
Дидактическая игра «Грибочки» (маленький, средний, большой)
Игры с кубиками «Построй кровати трём медведям».
Февраль Чтение, рассказывание.
-Потешки «Козонька рогатая»,
«Гуси, гуси га-га-га».
-Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Драматизация детьми
- Обыгрывание потешек «Козонька рогатая»,
«Гуси, гуси га-га-га»
помощью масок.
- Настольный театр деревянный «Волк и семеро козлят».
Игры.
Пальчиковая игра «В домике сидит волчок».
Хороводная игра «Огуречик»
Художественное творчество.
Рисование на тему «Травка для козы»
Март Чтение, рассказывание.
- Потешки «Тень – тент - потетень»,
«У кошки котёнок».
-Русская народная сказка «Теремок».
Драматизация детьми
- Обыгрывание потешек «Тень – тент - потетень»,
«У кошки котёнок…».
помощью масок.
- Пальчиковый театр «Теремок».
Игры.
Изобрази животное
Игры в конструктор «Лего» «Построй теремок».
Апрель Чтение, рассказывание.
-Прибаутки «Кошкин дом»,
«В полосатенькой дохе едет кот на петухе».
-Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Драматизация детьми
- Обыгрывание потешек «Кошкин дом»,
«В полосатенькой дохе едет кот на петухе» с помощью игрушек.
- Театр картинок «Заюшкина избушка».
Игры.
Игра «Рифмованные сказочные выражения»
Отгадывание загадок.
Художественное творчество.
Аппликация «Приклеим солнышку лучики»
Май Чтение, рассказывание.
-Потешка «Хозяюшка»,
- сказка «Котёнок, который забыл как надо просить есть».
Драматизация детьми
- Обыгрывание потешки «Хозяюшка», с помощью масок.
- Драматизация сказки Кипниса Ицик «Котёнок, который забыл, как надо просить есть».
Игры.
Хороводная игра «Бабушка Маланья».
Игра «Хор животных».
Художественное творчество.
Аппликация «Украсим фартук хозяюшке»
Пути реализации проекта
• Пополнение содержания микроцентра «Книжный уголок» иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.
• Изготовление и приобретение атрибутов и оборудования для постановок.
• Изготовление ширмы.
Содержание работы с детьми :
• Чтение русских народных сказок, прослушивание в аудиозаписи.
• Беседы о героях сказки.
• Ролевые диалоги героев сказок.
• Рисование детьми по сказке.
• Разучивание русских народных потешек, песенок, прибауток, их инсценирование.
• Рассматривание иллюстраций.
• Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
• Драматизация сказки Кипниса Ицик «Котёнок, который забыл, как надо просить есть».
Содержание работы с родителями:
• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
• Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребёнка»
• Наглядная информация для родителей папка «Театр для всех», с описанием истории театра, его видами.
• Чтение сказок с детьми.
• Помощь в пополнении микроцентра «Книжный уголок» русскими народными сказками, в изготовлении атрибутов для театрализации.
II. Этап – Исследовательский.
(с 01. 11.14. г. по 30.04.15. г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III. Этап – Обобщающий.
(с 01. 05. 15. г. по 31.05.15. г.)
- подведение итогов, анализ ожидаемого;
- обобщение собранных текстовых, аудио-, видео-, фотоматериалов;
- оформление папки «Театр для всех», с описанием истории театра, его видами;
- итоговое развлечение с родителями : драматизация сказки Кипниса Ицик «Котёнок, который забыл, как надо просить есть»;
- обобщение результатов работы, формулировка выводов;
- составление рекомендаций.
Итоги. Выводы