Валентина Родюкова
Конспект интегративной образовательной деятельности в подготовительной группе «Народные промыслы Курского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представления детей о народных промыслах Курской области и способах передачи личных впечатлений.
Задачи:
- развивать умения детей в росписи декоративных изделий по мотивам народного искусства, в создании индивидуальных композиций;
-активизировать словарь детей по теме;
-воспитывать любовь детей к истории и традициям своей «малой» Родины.
Предварительная работа:
-реализация проекта «Курские промыслы»;
Публикация «Конспект интегративной образовательной деятельности в подготовительной группе „Народные промыслы Курского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
-продуктивная деятельность : прорисовка элементов росписи на плоских образцах, составление узоров из элементов, рисование «Курская хохлома»;
-подбор и рассматривание иллюстраций с разными видами декоративного искусства;
-подготовка экспонатов для мини-музея народно-прикладного творчества совместно с родителями;
-оформление выставки детских работ;
-чтение стихотворений о промыслах;
-подбор музыкального сопровождения (русские народные напевы).
Интеграция образовательных областей : «Музыка»,«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Материалы для деятельности детей : гуашь, кисточки (№ 1,2,3,4,баночки для воды, доски, салфетки, чёрный картон квадратной формы, доски из дерева, кожлянские игрушки, гончарные изделия.
Ход деятельности
Дети входят в кабинет изодеятельности, здороваются.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о народных промыслах Курского края, который является частью России-нашей Родины.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Обратите внимание, ребята, в кабинете изодеятельности, где мы сейчас находимся, недавно создан уголок предметов русских народных промыслов, в том числе и Курской области. Вам нравится? (после нескольких секунд любования ответы детей).
-Почему вам нравится? (дети высказывают свои впечатления)
-А знакомые вам предметы вы видите в этом уголке? (дети называют предметы знакомых им промыслов)
-Народное искусство всегда красиво. Я с вами согласна, потому что сотни лет разные мастера трудятся над образом матрёшки, шкатулки, игрушки, посуды. Плохое не пускают, а хорошее добавляют. То же самое можно сказать о народных промыслах Курского края.
-Ребята, у каждого из вас сложился интерес к определённому виду промысла. Вместе с родителями мы собрали материал о некоторых народных промыслах Курской области и сделали небольшие альбомы, в которые поместили картинки, стихотворения, рассказы, фотографии, рисунки-всё, что заинтересовало каждого из вас.
И сейчас я прошу вас рассказать о ваших альбомах (дети по очереди берут со стола подготовленные альбомы и изделия народных умельцев).
Воспитатель: Илья и Рома расскажут нам о гончарном промысле (ребята выставляют на полку альбом и кувшин).
Ребё нок: Размял гончар в ладонях глину,
Отмерил ровно половину,
И, поработав от души,
Красивый вылепил кувшин.
Воспитатель: Я хочу рассказать о своём особом отношении к гончарным изделиям. Курский край-край гончаров. Крутить горшки начали изготовлять очень давно во многих районах нашей области, в том числе и в селе Дроняево Курчатовского района - на моей малой Родине. Лепили горшки из красной и белой глины. А наибольшим спросом пользуется до сих пор глиняная посуда - горшки, миски, кружки, чайники.
Воспитатель: Даше и Лере было интересно узнать о Курской хохломе. (Девочки выставляют на полку альбом о хохломе и миску, расписанную под хохлому)
Ребё нок: Как красива и нарядна!
Каждый это говорит!
Эта роспись золотая.
Словно солнышко горит.
Красный цвет берём и чёрный
И зелёный завиток!
Получается чудесный,
Замечательный цветок!
Воспитатель: Егора и Настю заинтересовали Суджанские ковры. (Дети ставят альбом и изображение ковра на полку)
1 ребё нок: Издавна на Руси все ковры любили,
Ну а Курские ковры – среди лучших были.
На один такой ковёр вся зима уходит,
Краски радуют людей, грусть - печаль уходит.
2 ребё нок: Не ковёр, а словно сад - розы и тюльпаны
И цветочек каждый рад подружиться с нами.
Сколько зелени в коврах, что трава весною.
По кайме идут цветы дружной чередою.
Незабудки, маки тут и цветы рябины,
А подумать - на ковре уголок родимый.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Полине и Саше стало интересно, как выглядел Курский народный костюм, и они нам расскажут о нём. (Дети ставят альбом и изображение костюма на полку)
Ребё нок: В дивном наряде курской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Чёрное –скорбь, что на Родине свято,
По подолу, как на вспаханном поле.
Ромбы узорной легли полосою.
Воспитатель: Дашу и Настю заинтересовала курская вышивка. (Дети берут альбом и полотенце и ставят их к остальных изделиям).
Ребё нок: Полотенца расписные
По краям петушки,
Золотые гребешки.
Вышиты на них колечки,
Завитушки да цветки.
Вышивали мастерицы,
Вышивали от души.
Воспитатель: Даниил и Денис представят альбом о Кожлянской игрушке. (Дети ставят альбом и игрушку - всадник на коне - на полку)
Ребё нок: Конь домчит до карусели.
На коня залез Емеля,
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и поскакал:
«Ай, люли, люли, люли
Карусель видна вдали!»
Воспитатель: А вот промысел - Кожлянская игрушка - близок мне, т. к. зародился он в деревне Кожля Курчатовского района, а начал возрождаться в Дроняевской средней школе, которая находится в моём родном селе, под руководством известной мастерицы- Ковкиной Валентины Венидиктовны. Свистульки - это не просто забавные игрушки. «Петушки», «кошечки», «кони» - это символ веры в солнце и силу родной земли.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Русские мастера умели трудиться и в работу вкладывали всё своё умение, всю душу, поэтому изделия получались такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки. И мы их сейчас вспомним в игре «Я начну, а ты закончи…»
1. Сделал дело - гуляй смело.
2. Терпение и труд - всё перетрут.
3. Красна птица оперением, а человек - умением.
4. Если очень стараться - будет всё получаться.
5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
6. Делу время - потехе час.
7. Можно всему научиться, важно не лениться.
Мастера не только умели трудиться, но и веселиться. А какое веселье без игры! Поиграем и мы сейчас в знакомую вам русскую народную игру «Плетень».
Игра «Плетень» (проводится под музыку 2 раза)
Воспитатель: Эх, ребята-мастера,
За работу вам пора!
Всё готово для работы,
Поджидает вас она.
Выбирай скорее дело,
Что угодно для души.
Ведь у мастера работы
Все должны быть хороши!
(Дети садятся за столы, на которых подготовлены изделия народных мастеров и материалы для росписи)
Воспитатель: Ребята, на ваших столах стоят изделия, которые вы будете расписывать по мотивам народных промыслов. Это деревянные доски, кожлянские игрушки, гончарные изделия. Определите, что вы будете расписывать. Вспомните, пожалуйста, элементы росписи и продумайте, какими красками вы будете работать. А если не вспомните, я вам подскажу.
(Дети начинают работу под русские народные напевы, по мере завершения работы воспитатель собирает на поднос расписанные изделия и выставляет их на полку).
Воспитатель: Ребята, все закончили. Молодцы, вы так старались, были аккуратными. Посмотрите, какие красивые работы у вас получились. Вот и вы побывали мастерами. А как мы поступим с нашими изделиями? (предложения детей - забрать домой, подарить родителям, подарить в уголок народных промыслов). Я услышала хорошее предложение - оставить наши изделия в музее народных промыслов на память о нашей группе.
Ребята, пронесите свою любовь к народному промыслу через всю жизнь. Когда вы станете взрослыми, возможно, кто-то из вас создаст что-то необычное, за что вами будут гордиться. И вы прославите Курский край, как прославляли его курские мастера.
Ребята, пришло время прощаться, наша встреча подошла к концу. До свидания!
(Дети выходят из кабинета)