Любовь Ташкинова
Педагогический проект в подготовительной группе «Вместе весело шагать, и учиться, и играть!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, недисциплинированности. Причинами этого может являться низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость», недостаточное развитие произвольной сферы, несформированность дошкольных видов мышления и недостатков развития речевой сферы, внутренней позиции школьника, низкий уровень познавательной потребности и интереса.
Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „Вместе весело шагать, и учиться, и играть!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
На современном этапе, в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной готовности на личностную готовность. Личностная готовность включает: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Во главу угла выходят:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
То есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в целевые ориентиры, а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение с взрослым опосредуется особенностями его личности.
В свою очередь «внутренняя позиция школьника» является основным понятием, характеризующим личностную готовность к школе.
Все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования обеспечения успешной адаптации детей к условиям школы.
Гипотеза:
Ребенок успешно адаптируется к новым социальным условиям при переходе в школу при следующих условиях, если у него сформированы следующие целевые ориентиры:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
Наиболее яркое проявление компонента личностной готовности к учебной деятельности у детей можно наблюдать в коллективных мероприятиях, в том числе соревновательного характера.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: содействие адаптации ребенка к новым социальным условиям: к обучению в школе.
Задачи:
1. Продолжать формировать компетентность дошкольников:
а) коммуникативную - умение вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, отстаивать свою позицию в совместной деятельности.
б) социальную – умение учитывать желание других людей, способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками, желание взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
в) интеллектуальную – умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять речевое планирование, проявлять осведомленность в разных сферах жизни, экспериментировать;
г) физическую - умение владеть своим телом, различными видами движений, оценивать свой физический облик и заботиться о своем здоровье;
2. Развивать у детей эмпатию: умение сочувствовать, сопереживать другому человеку, содействовать ему.
3. Воспитывать у детей способность к волевой саморегуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, противоречащих установленным нормам.
4. Стимулировать проявление инициативности в разных видах деятельности;
5. Развивать у детей самостоятельность и ответственность в решении различных поставленных задач;
6. Продолжать формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в быту, социуме, на природе.
Цель, поставленная перед детьми: выяснить, как дети готовы к школе
(проявление компетентностей дошкольников в разных видах деятельности).
Срок реализации проекта – с сентября 2016г. по май 2017г.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели подготовительной группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Планирование работы по реализации проекта
I этап. Подготовительный
Цель: Сбор информации по теме проекта.
Задачи:
1. Разработать материально-техническую базу проекта: собрать и проанализировать художественную, научно-популярную литературу для взрослых и детей, пополнить центры здоровья в группах.
2. Обобщить методическую литературу по образовательным областям «Физическое развитие», «Социальное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
3. Разработать конспект совместной деятельности в виде спортивного соревнования, сценарии совместных мероприятий детей подготовительных групп и детей младшего возраста, дидактические игры и наглядные пособия.
4. Подготовить детей к проведению научно-практической конференции (выбор темы, подготовка сообщения, наглядности)
2 этап. Основной
Цель: Реализация проекта:
1 Физкультурное соревнование «Вместе весело шагать» декабрь Воспитатели подготовительных групп, физинструктор Дети и педагоги подготовительных групп, физинструктор
2 Совместные мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть!» февраль Воспитатели подготовительных групп. Дети и педагоги подготовительных групп, музыкальный руководитель
3 Научно-практическая конференция «Маленькие Эйнштейны» апрель Воспитатели подготовительных групп. Дети и педагоги подготовительных групп, физинструктор, родители, психолог
3 этап. Заключительный
Цель: Представление опыта работы родителям и педагогам ДОУ.
Электронная презентация проекта и выпуск газеты для родителей.
Способы и средства достижения результата
Деятельность воспитателей
1. Проведение совместной деятельности по подготовке к школе.
2. Проведение с детьми бесед о школе, чтение книг.
3. Осуществление тематического контроля «Организация работы по преемственности со школой»;
4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий, дидактических пособий по теме проекта;
5. Педагогическая диагностика готовности детей к школе.
6. Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.
Деятельность воспитателей и детей
1. Проведение конкурса рисунков «Что такое школа?».
2. Оформление альбомов рисунков «Учат в школе».
3. Чтение и обсуждение произведений о школе.
4. Проведение сюжетно - ролевых, спортивных, подвижных и дидактических игр, связанных с подготовкой к школе;
5. Проведение совместных мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста
«Вместе весело играть».
6. Составление рассказов на тему «Что для меня значит учиться в школе».
7. Целевые исследовательские работы к проведению научно-практической конференции.
Деятельность инструктора по физической культуре
1. Проведение совместной деятельности с детьми с включением школьных атрибутов;
2. Включение в НОД игр, связанных с подготовкой к школе;
3. Подбор дидактических, народных подвижных, спортивных игр и наглядного материала к проведению НОД по теме подготовка к школе;
4. Разработка физкультурного соревнования «Вместе весело шагать»;
Совместная деятельность родителей и детей.
1. Разучивание стихов, изготовление поделок, рисунков по теме мероприятий.
2. Изготовление наглядных пособий, подбор книг, информации о школе в мини-музей в группу.
3. Изготовление фотоальбомов «Мы - ученики», альбомов по теме конференции.
4. Подготовке к проведению научно-практической конференции.
Условия реализации проекта:
Методические:
- наличие перспективного плана по преемственности со школой, конспектов, сценариев мероприятий для работы с детьми;
- подбор литературы по теме: школа, ученики;
- подбор загадок, стихов о школе;
- подбор настольных дидактических игр по подготовке к школе, подвижных, спортивных игр по тематике мероприятий;
- подбор наглядного материала: иллюстрации, фотографии, зарисовки,
презентации.
Материально-технические:
- музыкальный центр
- оборудование спортивного зала
- использование оборудования: компьютер, принтер, телевизор, ДВД
- использование Интернет-ресурсов.
Организационные:
- введение в образовательный процесс разнообразных форм работы по подготовке детей к школе (не реже 2 раз в неделю);
- включение родителей в образовательный процесс ДОУ через участие в проведении научно-практической конференции, организации мини-музея в группе, изготовление пособий, фотоальбомов и т. п.
Анализ результатов проекта
Результатом реализации проекта будет проведенная педагогическая диагностика, которая покажет уровень готовности детей к школе в начале и в конце года, чтобы иметь возможность сравнить результаты работы. За основу показателей взяты целевые ориентиры, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Показатели особенностей развития дошкольников:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Физическая культура:
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Список используемой литературы
1. Приказ Министерства Образования и науки от 14.11.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Федеральный закон об образовании в Российской федерации от 29.12.2012г. №273 -ФЗ
3. Герасимова З. Родной край люби и знай. М., «Дошкольное
воспитание», 2001, №2
8. Ворошнина Л. В. Художественно – речевая деятельность в детском саду. П., 1994
9. Лунева Т. А. Сценарии праздников, тематических развлечений и утренников в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
10. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
11. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
12. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
Рыжова Н. А., Волшебница вода. М., 1997