Елена Давыдова
Педагогический проект в подготовительной группе «Что такое Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Паспорт проекта…. …. 4
2. Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина»…5
3. Цели и задачи….…6
4. Ожидаемые результаты….…7
5. Этапы реализации проекта …7
6. Формы взаимодействия с детьми и родителями….8
7. Распределение содержания по разделам
• «Мой дом моя семья – это Родина моя» …. …9
• «Мой детский сад – это Родина моя» …. 10
• «Моя улица, район – это Родина моя»…. 11
Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „Что такое Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
• «Мой город Волгоград – это Родина моя»…. …12
• «Моя страна Россия – это Родина моя»…. ….13
8. Литература, интернет-ресурс….…. …14
9. Приложение…. 15
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «С чего начинается Родина»
Автор Давыдова Елена Александровна
Сроки Среднесрочный (3 ноября 2017 года – 22 декабря 2017 года)
Место реализации проекта МБДОУ «Синьяльский д/с «Пепке»
Проблема Дети, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций.
Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Моя улица, район»
4. «Мой город Чебоксары»
5. «Моя страна Россия»
Цель проекта Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи проекта 1. Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране
2. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
3. Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
4. Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
5. Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Ожидаемые результаты 1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Волгоград», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Актуальность проекта «С чего начинается Родина»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Анализ внешней среды
Благоприятные факторы Неблагоприятные факторы
1. Документы:
1.1 Закон об образовании РФ.
1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
1.3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
2. Современные программы:
2.1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. 2011
3. Парциальные программы:
3.1. Программа по социально - коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» Л. Б Соловей
3.2. Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре»/ Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова
3.3. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет В. И. Петрова, Т. Д. Стульник / М, : 2006
4. Комплексные программы по Чувашской республике:
4.1. Программа образования ребёнка-дошкольника. / Л. В. Кузнецова.
– Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
5. Опыт работы ДОУ по теме проекта, описанный в журнале «Народная школа».
5.1. МБДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. Канаш (является республиканской стажёрской площадкой по теме «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о малой Родине»).
52. МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида» г. Чебоксары. (направление работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста).
1. В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства).
2. Молодое поколение забывает народную культуру, народные игры.
3. Нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях.
4. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию.
5. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением.
6. На второй план в семьях отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.
7. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.
9. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейшие факторы патриотизма.
Анализ внутренней ситуации
Сильные стороны Слабые стороны
1. Нормативно-правовое обеспечение.
2. Литература о городе Чебоксары
3. Взаимодействие с социумом:
4. Синьяльская сельская библиотека
5. Музей в Синьяльской общеобразовательной школе.
6. Организована экскурсия по памятным местам села.
7. Календарно – тематическое планирования по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» по программе «Традиции чувашского края» Л. Б. Соловей 1. Нет разработанных технологий по теме проекта.
2. Отсутствует система по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Чебоксары
3. Недостаточно наполненная развивающая среда в группе.
3. Отсутствие краеведческой работы в ДОУ.
4. Отсутствие дидактического и наглядного материала о городе в группе.
5. Отсутствие интереса у родителей к данной теме.
6. Дефицит знания у детей подготовительной группы о родном городе, районе.
7. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Ресурсное обеспечение
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Федеральный закон «Об образовании РФ» ;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
4. Письмо министерства образования РФ от 14.03.00 №65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
5. СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи проекта :
1. Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране
2. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
3. Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
4. Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
5. Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Волгоград», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• Непосредственная образовательная деятельность;
• Совместная деятельность детей и педагогов;
• Экскурсия;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы, ситуативные разговоры;
• Слушание музыки;
• Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• Презентации
Формы взаимодействия с родителями :
• Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• Сотворчество детей и родителей.
Этапы реализации проекта
Этап Мероприятия Сроки
1 этап
Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений
Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
ноябрь
2 этап Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
ноябрь – декабрь
3 этап Анализ деятельности по реализации проекта
декабрь
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
3. «Моя улица, район – это Родина моя»
4. «Мой город Чебоксары – это Родина моя»
5. «Моя страна Россия – это Родина моя»
Формы и методы реализации проекта
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Познавательное занятие «Моя семья»
Речевое развитие • Беседа «Странички семейного альбома»
• Составление рассказов на тему: «Моя семья»
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
Художественно-эстетическое
Развитие • Рисование: «Портрет любимой мамы» (портреты) выставка детского рисунка
• Прослушивание аудиозаписей:
«Разноцветная семья», «Вся моя семья»
Физическое развитие • Подвижная игра "Дедушка сапожник"
• Пальчиковая гимнастика «Семья»
Социально - коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
• Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
• Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
• Дидактическая игра "Ласковое слово для мамы"?
• Просмотр сказки «Три поросёнка»
Взаимодействие с родителями • Сотворчество детей с родителями : «Родословное древо нашей семьи»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Экскурсия по детскому саду
• НОД «Мой детский сад»
Речевое развитие • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?»
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Детский сад будущего»
• Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
Физическое развитие • Хороводная игра «Каравай»
• Подвижная игра «Мост дружбы»
Социально - коммуникативное развитие • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Взаимодействие с родителями • Сотворчество детей с родителями :
книжка- малышка «Мой любимый детский сад»
3. «Моя улица, мой район – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Конспект НОД «Улицы по которым я хожу»
• Рассматривание фотографий «Моя улица»
Речевое развитие • Составление рассказов на тему: «Что я видел на улице по дороге в детский сад»
Художественно-эстетическое
Развитие • Конструирование «Дома на нашей улице»
• Коллаж «Наше село Синьялы»
Физическое развитие • Малоподвижная игра «Колечко»
• П/И «Автобусы»
Социально – коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевая игра «Почта»
• Д/И «Улица, на которой я живу»
• Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона
• Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
Взаимодействие с родителями • Создание фотоальбома «Достопримечательности Чебоксарского района»
4. «Мой город Чебоксары – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Презентация «Чебоксары»
Речевое развитие • Заучивание стихотворения «Чебоксары» Е. Шишкарева
• Рассматривание репродукции картины художника Н. Барашкова «Зима на набережной»
Художественно-эстетическое
Развитие • Рисование: «Салют над городом»
• Прослушивание «Чебоксары» В. Обухов, «Песня про Чебоксары» из к/ф «Чувашия – песня моя»
Физическое развитие • Хороводная игра «Карусель»
• П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»
Социально - коммуникативное развитие
• Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
• Дидактическая игра «Заселим реку Волгу»
• Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
Взаимодействие с родителями • Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»
• Стенгазета «Памятники защитникам Отечества в нашем городе».
5. «Моя страна Россия – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Рассказ воспитателя «Символы России»
• Презентация «Символы России»
• Рассматривание кукол в народных костюмах
• Презентация «Русский народный костюм»
• Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
• Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
Речевое развитие • Чтение о Москве
Художественно-эстетическое
развитие • Лепка: «Флаг России»
• Рисование: «Люблю березу русскую»
• Прослушивание: гимна РФ, народных песен
• Выставка рисунка «С чего начинается Родина»
Физическое развитие • Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»
Социально - коммуникативное развитие • Д/И «Народные промыслы»
• Режиссерская игра «Армия»
• Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
• Чтение русских народных сказок: «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью»
Взаимодействие с родителями • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Литература
1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
4. Виноградова Н. Ф. «О родной стране»
5. Клосс Л. Т. «Волгогрята»
6. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
7. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
8. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
9. Матеркин А. М. «Волгоград в названиях улиц»
10. Лосева Л. В., Корепанова М. В., Яценко А. М. «Мы живем на земле Волгоградской»
11. Лосева Л. В., Корепанова М. В., Яценко А. М. «Моя Родина –Волгоград»
Интернет-ресурс
1. https://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
2. https://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
3. https://archives.ru Портал «Архив»
4. https:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
5. https:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
6. https://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно нравственного воспитания детей и молодежи России
7. https://hyaenidae.narod.ru/
8. https://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем»
9. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников