Татьяна Кузина
Педагогический проект «В детский сад с улыбкой. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект.
«В детский сад с улыбкой» Адаптация детей раннего возраста к ДОУ.
Выполнила воспитатель:
Кузина Татьяна Вячеславовна
Цель: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
Публикация «Педагогический проект „В детский сад с улыбкой, Адаптация детей раннего возраста к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
• Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Срок реализации: август – ноябрь 2019 г.
Участники проекта: 23 ребенка в возрасте 2-3 лет, воспитатель, помощник воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Проблема
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка врываются следующие изменения: четкий режим дня; отсутствие родных рядом; постоянный контакт со сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого времени человеку; резкое уменьшение персонального внимания.
Актуальность
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому, именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В связи с этим реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, является весьма актуальной.
Прогноз вероятной степени адаптации ребенка:
Легкая адаптация.
Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь достаточно развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.
Адаптация средней тяжести.
Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями взрослого, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут по степенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо». Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. С воспитателем они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации педагогов принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.
Тяжелая адаптация.
Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу с психологом, как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях. Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателем, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
I этап: Организационно-подготовительный этап:
Изучение методической литературы;
Повышение уровня педагогической компетенции;
Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
Составление диагностического инструментария;
Составление планов работы с детьми, родителями;
Создание системы в планировании;
Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
Создание эмоционального комфорта;
Составление и подбор информационного материала для родителей;
Повышение педагогической компетенции родителей;
Анкетирование родителей;
Исследование социальных навыков детей;
Выявление особенностей семейного воспитания;
Прогноз вероятной степени адаптации детей.
II этап: Основной: Принципы работы:
Постепенное заполнение группы (прием 5-10 малышей в неделю);
Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
III этап: Заключительный:
Диагностирование детей;
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам); Анкетирование родителей;
Изучение эффективности деятельности;
Анализ полученных результатов;
Подведение итогов работы;
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
Выявление недостатков;
Корректировка планов работы с детьми и родителями;
Устранение недостатков.
Моменты нашей адаптации)