Кученкова Аня
Проект по адаптации детей раннего возраста в условиях детского сада «В детский сад с улыбкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название проекта; «В детский сад с улыбкой»
МБДОУ «Детский сад № 10 «Кораблик»
Красноярский край. г. Лесосибирк
Автор проекта : воспитатель Кученкова А. П.
Сроки реализации проекта : 2.09.2019 по 30.11.2019
Тип проекта : социальный.
Участники проекта :
Дети 1 младшей группы «Белочка» их родители, воспитатели.
Публикация «Проект по адаптации детей раннего возраста в условиях детского сада „В детский сад с улыбкой“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы проекта «В детский сад с улыбкой» состоит в том, что процесс адаптации в ДОУ имеет сложности, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие. Необходима такая организация жизни ребёнка в ДОУ, которая обеспечит безболезненное приспособление к новым условиям детского сада.
Проблема:
Первое знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для многих малышей бывает непростым. Каждому ребенку рано или поздно приходиться «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Однако, уже с первых дней жизни, у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. Меняется режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.
Цель проекта : создать условие, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт для облегчения периода адаптации в ДОУ.
Задачи проекта :
• Изучить научную и методическую литературу, разработать план работы по теме адаптация детей 2-3 лет.
• Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
• Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива.
• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ
Этапы:
1. Подготовительный.
Подбор и изучение литературы.
Составление перспективного плана работы.
Подготовка папок передвижек с консультациями «Адаптация, что это?» «Секреты успешной адаптации», буклеты «Успешная адаптация в ДОУ».
Организация развивающей среды в группе.
2. Основной.
Знакомство с семьями, анкетирование родителей.
Работа с детьми организация адаптационных игр.
Заполнение адаптационных листов.
3. Заключительный
разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
анкетирование родителей по итогам реализации проекта.
Оформление Фото стенда: «Мы играем!»
Ожидаемые результаты:
• Благоприятный адаптационный период детей 2 -3 лет.
• Становление партнёрских доверительных, отношений между воспитателями и родителями
• Повышение компетентности родителей по вопросам
адаптации, воспитания и развития детей.
Организация развивающей среды в группе.
Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Мы организовали предметно - развивающую среду так, чтобы были задействованы все виды деятельности, такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы согласно требованиям ФГОС.
Предметно - развивающая среда привлекает малышей, своей доступностью, яркостью, способствует безболезненному привыканию к детскому саду, мы создавали ее по таким характеристикам как:
зонирование.
оптимальная насыщенность содержимого уголков;
стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
доступность;
среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции;
В групповой комнате для приема пищи, игр и занятий располагается удобная детская мебель : столы, стулья, диванчики. Вся мебель в группе соответствует возрастным особенностям малышей. Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой.
Работа с детьми. Организация адаптационных игр.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Для ребёнка детский сад - это новая социальная среда, в которой нужны будут соответствующие формы поведения. С момента поступления ребёнка в группу мы, воспитатели группы, осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы.
Также в период адаптации мы составляли гибкий режим дня, который позволял учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, первые дни советовали маме быть вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее.
Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, мы осуществляем индивидуальный подход к каждому ребенку, используем элементы телесной терапии (обнять, погладить, во время кормления, сна включаем спокойную музыку, что способствует снятию напряжения. Поем колыбельные песенки и читаем сказки перед сном, ну и конечно играем в разнообразные игры. Так как основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера для игр. Эмоциональное общение возникает на основе действий, сопровождающихся улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.
Специально-организованную деятельность с детьми осуществляем в игровой форме, все занятия объединены одним сюжетом, например «В гостях у Айболита», «Волк и семеро козлят», «Недоверчивый медведь», «Волшебная палочка» и т. д
Все игры проводим фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираем с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно релаксационными играми с водой и песком, а также в помощь приходит уголок уединения.
Дети двух - трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться посредством игры и, основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
А также мы оценивали состояние детей в период адаптации к условиям детского сада с помощью карты наблюдений, заполняли индивидуальные листы адаптации. В первые дни знакомили детей с групповой комнатой, с туалетной комнатой, со спальной, с игровой зоной, с участком.
Формы работы с родителями.
В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. По результатам проведенного консультирования родителей обозначали для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные этих работ позволяли нам грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями, а также воспитательно-образовательный процесс с детьми.
Также родителям был предложен ряд анкет, позволяющих получить наиболее полную информацию о ребенке и его ближайшем окружении.
В уголке для родителей разместили информационный материал, который освещает вопрос психологических особенностей детей раннего возраста.
Предложили родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома. Просили принести любимую игрушку ребенка, чтобы ребенку было комфортно. По окончанию адаптационного периода, выясняем у родителей их мнение о процессе адаптации ребенка, что позволяет что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами. С родителями налажен тесный контакт.
Вывод:
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду проходит успешно, без осложнений.
Спустя 2 месяца после начала комплектации можно видеть группу, в которой начинает формироваться представления о режимных моментах у детей : появился аппетит, большинство детей умеют пользоваться горшками, играют, взаимодействуют, спят.
Проанализировав адаптационные листы можно сделать вывод, что на сегодняшний день легкая адаптация прошла у 64% детей, период адаптации длился от 7 до 14 дней. Дети с высокой психологической устойчивостью, вступали в контакт по своей инициативе, умели обратиться с вопросом к взрослому, попросить о помощи. Могли занять сами себя, использовать в игре предметы-заместители, длительное время удерживать внимание на одной игрушке, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Дети придерживались установленных правил поведения, адекватно реагировали на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение.
Адаптация средней тяжести наблюдалась у 28% детей, период адаптации длился до 30 дней. Дети эмоционально стабильные, но на наблюдался плохой аппетита, тревожность во время дневного сна. Дети данной степени адаптации вступают в контакт, наблюдая за привлекательными действиями педагога, либо через включение телесных ощущений. На замечания и поощрения реагирует адекватно, могут нарушать установленные правила и нормы поведения.
У 8% детей протекает тяжелая форма адаптация. Это часто болеющие дети и гиперопекаемые родителями. Дети находятся чаще в подавленном эмоциональном состоянии. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыши переходят от одной игрушки к другой, не задерживая своего внимания, не могут развернуть игровых действий, выглядят встревоженными, замкнутыми. Замечание или похвала педагогов оставляют ребенка безучастным.
Наблюдая за детьми в группе можно с уверенностью сказать, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
2. Основанная образовательная программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
3. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста, Дошкольное воспитание, 2006г. ;
4. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».
5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.