Евгения Журбенко
Педагогический проект «Мои первые шаги». Адаптация детей к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Педагогический проект „Мои первые шаги“, Адаптация детей к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Известно, что степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое появление в жизни малыша нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Ребёнок может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для малыша.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам или негативным (стресс). При этом выделяются две основные критерии успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», - говорила Валерия Сергеевна Мухина. Именно поэтому проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада предусматривает разработку комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, позволяет определить роль и задачи воспитателей в организации процесса адаптации, определяет алгоритм включения родителей в адаптационный процесс, включает разнообразие организационных форм педагогической работы, подбор и использование диагностики для определения степени адаптации детей к условиям ДОУ, направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей раннего возраста.
В проекте задействованы дети и их родители, воспитатели группы, что будет способствовать общему сплочению. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Сроки реализации:
2.09.19 – 21.09.19 г.
Участники проекта:
дети, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта:
создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Основные задачи:
• создать условия для совместной деятельности детей и взрослых,
• создать условия для формирования чувства доверия к воспитателям,
• создать условия для формирования желания посещать детский сад,
• повысить уровень компетентности по вопросу адаптации детей раннего возраста в ДОУ,
• развивать практические навыки установления доверительного контакта с детьми,
• повысить уровень педагогической культуры по вопросам адаптации детей к д/с.
Задачи комплексного развития детей:
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр,
• конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей,
• пополнение предметно-развивающей среды группы,
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»,
• подбор анкет для родителей,
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы,
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ,
• презентация проекта для педагогов и родителей,
• проведение родительского собрания,
• публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с детьми:
• Знакомство детей с детским садом, друг с другом.
• Знакомство-беседа с родителями и ребёнком.
• Знакомство с группой, игрушками.
• Заполнение адаптационных листов.
• Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.
• Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» и другие.
• Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течение дня. Профилактика стресса. Достигается посредством пальчиковых игр, подвижных игр и упражнений, театрализованных постановок, чтения русских народных сказок, просмотра мультфильмов по мотивам русских народных сказок, чтения потешек.
• Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.
Праздник «В гости к нам приходит осень».
• Дидактические игры: «Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто чем питается», «Вкладыши», «Пирамидки». «Шнуровка» и т. д.
Формы работы с родителями:
• Консультации на тему: «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период», «Что нужно знать родителям, когда ребёнок приходит в детский сад», «Капризы детей», «Если ребенок плохо ест в детском саду» «Что делать, если ребёнок стал кусаться», «Моменты утреннего расставания», «Привитие культурно-гигиенических навыков».
• Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
• Анкетирование: «Готов ли ребёнок к детскому саду?», «Сведения о ребёнке».
• Беседы: «Режим дня – это важно!», «Ваш ребёнок пришёл в детский сад», «Характер питания вашего ребёнка».
• Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
• Организация фотовыставки «Я умею играть со своим ребёнком».
• Организация выставки рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка».
• Выпуск памяток, буклетов, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
• Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
Список литературы:
• Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
• Елжова Н. В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов-на –Дону: ООО «Феникс», 2008
• Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
• Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
• Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с.