Светлана Ковалева
Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Маленький ребенок достоин того, чтобы его
развитие протекало полноценно. Для этого взрос-
лому надо знать особенности раннего возраста,
уметь создать благоприятные условия для уникаль-
ного самораскрытия возможностей каждого малыша.
Е. Волосова.
Первые три года ребенок проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир, понимать значение окружающих предметов и говорить.
Именно в первые годы закладывается его отношение к миру, к людям, к себе.
Публикация «Педагогический проект „Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Поэтому очень важно своевременно начать и правильно осуществлять воспитание детей.
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации.
Мы должны создать такие условия в дошкольном учреждении, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным и мог максимально приспособиться к новым условиям.
ЦЕЛЬ:
Подбор и разработка эффективных и оптимальных методов, необходимых для успешной адаптации детей к ДОУ.
ЗАДАЧИ:
-изучение методической литературы для организации более качественной работы с детьми раннего возраста и их родителями.
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей (беседы, консультации).
-проведение наблюдений, первичных диагностик для планирования дальнейшей работы с детьми
-преодоление стрессового состояния у детей в период адаптации (проведение игр и занятий по адаптации, эмоционально-стимулирующей гимнастики).
-создание таких условий для ребенка, чтобы он чувствовал персональную поддержку (психологическая комфортность, внимание, забота, доброжелательность.
Качественно организовать адаптацию детей позволяет поэтапная работа в этом направлении.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – подготовительный (работа с семьей).
Начинаем за месяц до прихода ребенка в детский сад (июль).
ЦЕЛЬ: создание условий для оптимальной подготовки детей к ДОУ.
Задачи по работе с детьми и родителями:
-изучение семей,определение степени возможной адаптации ребенка.
-актуализировать знания родителей об особенностях адаптационного периода.
-психолого-педагогическое обучение родителей.
Содержание работы:
-готовность ребенка к ДОУ.
-режим дня, аналогичный режиму детского сада, питание. навыки самостоятельности, умение играть,удобство одежды и обуви.
-психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
Формы работы:
-посещение семей.
-анкетирование родителей.
-выпуск стенгазеты. проведение родительского собрания.
Дети должны чувствовать себя комфортно и активно развиваться.
Для этого постоянно обновляем такие уголки
-уголок ряженья,
-игровая жилая комната,
-уголок для строительных игр, машин,
-книжный уголок,
-центр развивающих игр,
-сенсорный уголок,
-театральный уголок,
-уголок изобразительной деятельности,
-зона двигательной активности.
На зарядку становись!Тренируйся, не ленись.
Доктор мал, да не беда. Он послушает всегда.
Добрый доктор АйболитПодходите, что болит?
Вот это настроение!
А теперь попляшем дружно. Это тоже очень нужно.
Вот веселый хоровод.
Что нам стоит дом построить.
Вместе весело играть.
Ты послушай-ка, подружка,Что хочу тебе сказать…
ЭТАП НАБЛЮДЕНИЯ.
Цель:
Создание благоприятных условий для успешной социализации детей.
Анализируем полученные анкеты, заполняем листы адаптации. Даем рекомендации родителям.
ЗАДАЧИ:
-познакомить ребенка с группой, показать, что взрослые готовы помочь ему.
-приобщить к режимным моментам.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
-индивидуальное общение.
-пребывание ребенка вместе с мамой до 20 минут.
игры с речевым сопровождением,
-эмоционально-стимулирующая гимнастика,
-подвижные игры.
Прежде, чем сделать выводы о результате адаптации. Мы выделили четыре основных фактора поведенческой адаптации : эмоциональное состояние, коммуникабельность, сон, аппетит.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался :
-хороший аппетит.
-спокойный сон,
-охотное общение с другими детьми,
-адекватные реакции на любые предложения воспитателя,
-нормальное эмоциональное состояние.
Наблюдая за процессом адаптации, мы сделали вывод о результатах.
ВЫВОДЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ – ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ.
Легкая адаптация – 80%
Средней тяжести -16%
Тяжелая -4%
Таким образом, работая над этим проектом, мы пришли к выводу, что проведение комплексных психолого-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ДОУ и в период адаптации способствуют более легкому привыканию к новым условиям.
Существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Это и личность самого воспитателя, и совместная работа с родителями.
Можно сказать, что цель работы: оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, была достигнута, задачи реализованы.