Гульнара Хабирова
Педагогический проект «Учись, играя»
▼ Скачать +Заказ
Педагогический проект
«Учись, играя!
Введение.
В МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» был проведено анкетирование родителей 1 младшей группы по вопросам сенсорного развития и его влияние на развитие познавательных способностей дошкольников 2-3 лет, которое показало:
-родители знают, какие условия созданы в группе детского сада для сенсорного развития их детей и познавательных способностей,
- 80% родителей дома стараются создать развивающую сенсорную среду,
- 30% родителей уверены, что их ребенок развивается в соответствии с возрастом,
Публикация «Педагогический проект „Учись, играя“» размещена в разделах
- 60% считают, что уровень развития их детей средний и 10% считают его низким.
Провели диагностику уровня сенсорного развития детей в группе, по результатам которой было выявлено:
- детей с высоким сенсорным развитием нет,
- средний уровень развития у 45% детей и 55% - низкий уровень.
Приведенные результаты ответов можно расценивать, как желание родителей активно сотрудничать с педагогами группы и ДОУ в целом с целью активизации взаимодействия родительского сообщества и детского сада.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:
необходимостью совершенствования системы работы по сенсорному воспитанию и поиском новых методов и форм;
низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.
Проект «Учись, играя!» направлен на формирование основ сенсорной культуры, как фактора развития познавательных способностей воспитанников 2-3 лет, посредством использования сенсорных дидактических игр, а также на систематизацию работы по сенсорному воспитанию, т. е. – последовательному, планомерному ознакомлению ребенка с сенсорной культурой человечества.
Гипотеза проекта : применение сенсорных дидактических, учитывающих закономерности и особенности развития детей позволит: повысить эффективность развития познавательных способностей у детей 2-3 лет, ускорит процесс формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Цель проекта
Формирование и развитие познавательных способностей у детей 2 – 3 лет средствами сенсорных дидактических игр.
Задачи:
развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей;
развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений;
развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
Миссия проекта – помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии.
Новизна проекта. Оптимизация и систематизация работы по развитию сенсорной культуры детей 2 3 лет, дает возможность: четкого планирования действий, получение конкретного практического результата, готового к применению не только в условиях ДОУ, но и семьи.
Участники проекта :
-администрация МБДОУ;
- воспитатели первой младшей группы;
- родители воспитанников группы.
Срок реализации проекта
1 год
Ожидаемые результаты:
• объединение усилий педагогов группы и родителей для развития и воспитания дошкольников 2-3 лет; установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
• создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных способностей детей первой младшей группы;
• вовлечение родителей в жизнедеятельность группы ДОУ, посредством создания совместных дидактических сенсорных игр, познавательного характера.
Ожидаемый продукт:
-Выпуск сборника сенсорных дидактических игр и упражнений используемых в условиях ДОУ и семьи направленных на развитие познавательных способностей
Контроль за реализацией проекта
Администрация ДОУ
Принципы реализации проекта :
• занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
• взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Методы и средства реализации проекта :
Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
Работа с предметными и сюжетными картинками.
Дидактические игры.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Работа с родителями.
Работа с педагогами.
Подходы к воспитательному процессу
Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.
Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.
Механизм реализации проекта
Этапы работы:
1. Диагностико - прогностический август - сентябрь 2015г:
изучение литературы;
проведение анкетирования родителей;
проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного
развития детей
Определение целей, задач по месяцам
Прогнозирование результатов
2. Организационный октябрь - ноябрь 2015г
Составление циклограммы образовательной деятельности с детьми и
плана работы с родителями
Обогащение развивающей среды
Подбор и изготовление дидактических игр
Подбор и изготовление наглядных пособий
Работа с родителями
Консультации
Индивидуальные беседы
Изготовление дидактических игр и пособий
3. Практический октябрь 2015 – апрель 2016г
Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
Проведение индивидуальной работы с детьми
Отслеживание процесса промежуточных и текущих результатов
4. Обобщающий май 2016г
Проведение открытых мероприятий
Оформление наглядного и дидактического материала
Создание сборника дидактических игр и упражнений по сенсорному
развитию
Оформление альбома дизайн проектов по сенсорному развитию
Оформление фотоальбома.
Предполагаемые результаты
С детьми
Повысится любознательность, пытливость детей;
Сформируются знания об определенных сенсорных эталонах;
Дети овладеют рациональными приемами обследования;
Повысится речевая активность детей;
Повысится интерес к опытно - экспериментальной деятельности.
С родителями
Повышение педагогической компетентности родителей;
Изготовление пособий из бросового материала с родителями воспитанников;
Обогащение предметно – развивающей среды.
Оценка результатов осуществления проекта
Оценка результатов осуществления проекта будет осуществляться с помощью мониторинга, приоритетной в котором является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту.
Функции мониторинга
-информационно-оценочная (определение результативности проекта);
-организационно-деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);
-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).
Критерии оценки:
- условия, созданные для реализации проекта;
- результаты образовательного процесса воспитанников;
- удовлетворенность родителей результатами реализации проекта;
- удовлетворенность педагогов результатами реализации проекта.
Определение методов оценки показателей, отражающих качество реализации проекта :
- анализ научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта;
- анализ результатов усвоения воспитанниками разделов Образовательной программы;
- анализ анкет по удовлетворенности родителей результатами участия в реализации проекта;
- анализ анкет по удовлетворённости педагогов профессиональной деятельностью в рамках реализации проекта.
Периодичность проведения мониторинга
№
п/п Вид мониторинга Сроки проведения мониторинга Мероприятия по результатам мониторинга
1 Начальный октябрь 2015 г. Родительское собрание. Педчас.
2 Промежуточный декабрь 2015 г. Педагогический совет
3 Итоговый апрель 2016 г. Педагогический совет
Родительское собрание
.
Заключение
Учёт возрастных особенностей. Данный проект рассчитан на детей2-3 лет, конкретной группы ДОУ.
Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию дидактических сенсорных игр направленных на развитие познавательных способностей.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.