Галина Видяйкина
Проект «Играя — познавай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Играя – познавай!»
Актуальность:
Значение природы в жизни ребенка очень велико и многообразно, так как природа является источником материальных и культурных благ человека. Воспитательное значение природы трудно переоценить, так как общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче и будит в нем лучшие чувства. Ребенок, знакомясь с изменениями в природе в разное время года, приобретает знания необходимые для формирования таких качеств, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Публикация «Проект „Играя — познавай!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Тип проекта : педагогический
Участники: педагоги, воспитанники, родители.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (май – сентябрь).
Цель проекта : Формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста и способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
2. Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
4. Формировать в сознании детей реалистические представления об окружающей природе, умение ухода за растениями, основанное на экспериментах, воспитывать осознанное отношение к природе.
5. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле.
6. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Практической значимостью проекта является :
1. Развитие нравственных качеств личности.
2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
4. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.
Предполагаемый результат проекта :
1. Повышение уровня сформированности экологических знаний и культуры поведения у дошкольников и их родителей.
2. Развитие стремления к исследованию объектов природы, дети научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитание любви и интереса к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру.
Этапы проекта :
Этапы работы Виды деятельности Сроки проведения
1этап
Организационный Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедренного проекта.
Дидактическое и методическое обеспечение.
Май
2 этап
Практический Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Мероприятия с родителями.
Июнь - август
3 этап
Заключительный
Презентация проекта.
Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
Сентябрь
Данный проект предполагает интеграцию следующих образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Перспективное планирование:
Май
1. Провести консультацию для родителей с целью привлечения родителей к участию в проекте.
2. Подбор материала; разработка бесед для детей, родителей.
Июнь
1. Беседы с детьми: «Благодарит и сердится природа», «Чтоб цветы цвели», «Почему радуются и грустят растения, бабочки и птицы».
2. Акция для родителей и детей «Я цветочек посажу, свою клумбу наряжу».
3. Ручной труд «Солнышко на ножке» (одуванчик из вискозных салфеток).
4. Игры - эксперименты: цикл «Живая природа».
5. Лепка из соленого теста «Букет цветов».
6. Дидактические игры: «Шкатулка загадок», «Хорошо – плохо» и т. д.
7. Сюжетно – ролевая игра «Магазин семян».
8. Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы».
Июль
1. Беседы с детьми: «Лесной дом», «Как вести себя в природе».
2. Оформление совместно с родителями фотостенда «Природа нашего поселка».
3. Сюжетно – ролевая игра «На лесной полянке».
4. Рисование на асфальте «Что красивее всего».
5. Дидактические игры: «Сохраним природу», «Накормите птиц», «Угадай животное» и т. д.
6. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу».
7. Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите!»
8. Развлечение «По лесным опушкам».
Август
1. Дидактические игры: «Собери пейзажи», «Чудесные путешествия в природу», «Человек друг природы», «Чего не стало», «Угадай на ощупь»,
«Узнай по описанию» и т. д.
2. Беседы с детьми: «Витамины с грядки», «Дом под крышей голубой».
3. Консультация для родителей «Играя, познаем природу».
4. Игры – эксперименты: цикл «Неживая природа».
5. Изготовление книжек – самоделок «Птицы родного края».
6. Экологическая сказка «Ай, да репка!»
7. Уход за овощными культурами на огороде, сбор урожая.
8. Интеллектуально – творческая игра для родителей «В гармонии с природой»
9. Аппликация «Лесные узоры».
Сентябрь
1. Конкурс-выставка «Фантазии из природного материала» (родители – дети).
2. Проведение развлечения «Все мы друзья природы».
3. Презентация проекта.
Результаты проекта :
• обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов.
• развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности.
• в экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
• воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы.
• совместная деятельность больше сплотила детско - взрослый коллектив группы.