Тамара Тесина
Педагогический проект «Труд в природе как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Постановка проблемы.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к образованию детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации образовательного процесса.
Публикация «Педагогический проект „Труд в природе как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из задач, на решение которой направлен федеральный государственный стандарт дошкольного образования, является формирование общей культуры личности детей, в том числе …инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка… [1.6,п. 6]. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования самостоятельность указана как одно из важнейших качеств выпускника ДОУ.
Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи, в том числе и развитие самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Разностороннее влияние на ребёнка – характерная особенность трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Актуальность проекта.
Трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для сенсорного развития. Трудясь, дети знакомятся со свойствами и качествами объектов окружающего мира, усваивают социальные нормы. Однако, трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время и родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных дел будущей адаптации ребёнка в социуме, более значимую роль для них играет уровень его интеллектуальных способностей. Вместе с тем трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности. Возникает противоречие: с одной стороны, между потребностью развития самостоятельности детей в труде, а с другой стороны, на настоящий момент, взрослые (педагоги, родители) редко создают необходимые условия для успешного развития процесса самостоятельности в трудовой практике работы с детьми.
Источником развития самостоятельности личности является социальный опыт, который, преломляясь через внутренние условия каждого растущего человека (его задатки, интересы, склонности и способности, становится его собственным достижением и одним из средств проявления индивидуальности, полного раскрытия своего личностного потенциала, неповторимой индивидуальности при освоении позиции субъекта в разных видах деятельности.
3. Цель проекта: рассмотреть возможности труда в природе как средства формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.
2. Определить уровень сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста при выполнении трудовых дел в природе.
3. Разработать комплекс занятий с серией трудовых дел, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.
4. Разработать схему последовательности выполнения действий при посадке лука в уголке природы.
5. Поэтапный план реализации проекта.
Участники проекта: педагоги МБДОУ детский сад №2 п. Нарышкино, дети старшей группы, родители воспитанников группы.
1 этап. Подготовительный (первая неделя марта).
Подготовительный этап заключался в изучении научно-методической литературы, в диагностике детей на основе педагогического наблюдения в процессе трудовых действий, анкетировании родителей.
Для наблюдения были использованы виды самостоятельности, выделенные З. И. Власовой: поведенческая, коммуникативная, познавательная. [6, c.158].
По каждому пункту проставлены баллы:
1 балл – наличие показателя.
0 баллов – отсутствие показателя.
I. Поведенческая самостоятельность:
1. Бытовая независимость от взрослого.
2. Восприимчивость к морально-нравственным нормам и правилам.
3. Сознательность и дисциплинированность по отношению к общественно значимым видам деятельности, чувство долга и ответственности.
4. Соблюдение требований распорядка деятельности в учреждении, культура поведения.
5. Эмоциональная устойчивость.
II. Познавательная самостоятельность:
1. Овладение сложившейся системой знаний, умений и навыков.
2. Активное воспроизведение ранее изученных знаний.
3. Интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников.
4. Самостоятельный поиск, воображение и эмоции.
III. Коммуникативная самостоятельность:
1. Вести диалог с воспитателем, с товарищами.
2. Принимать участие в совместной деятельности.
3. Устанавливать контакты с целью выполнения какого-либо задания.
0–10 баллов – низкий уровень самостоятельности: дети проявляют поверхностный интерес к деятельности, инициативность не проявляют. Восприимчивость к новому слабая. При самостоятельной работе замысел неустойчив, может несколько раз меняться в ходе выполнения действия.
11–16 баллов – средний уровень: дети отличаются неустойчивым интересом деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными умениями и навыками самостоятельной работы. При выполнении задания часто обращаются за помощью к взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения задания. Способны осуществлять самоконтроль своей деятельности.
17–20 высокий уровень: дети проявляют устойчивый интерес к самостоятельной деятельности. Высокая степень овладения различными умениями и навыками работы. В ходе самостоятельной деятельности проявляют настойчивость в любых условиях. Способны к самоконтролю и критической оценке своей деятельности, стремятся улучшить конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и оригинальности.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что домашние условия, созданные взрослыми, не в полной мере направлены на развитие детской самостоятельности. Полученные знания в детском саду дети редко переносят в домашние условия. В домашней детской трудовой деятельности преобладает руководство взрослых, в этом случае, родители, как и воспитатели, берут главную роль на себя лишая ребенка привилегии быть самостоятельным. Многие родители не хотят привлекать детей к выполнению труда, так как они медленно и не всегда аккуратно ее выполняют.
По результатам анкетирования родителей прослеживается, что в семье уделяется мало внимания по привлечению ребенка к трудовой деятельности. Несмотря на положительное отношение к рекомендациям педагога, работающего с детьми, лишь некоторая часть родителей считают необходимым развивать самостоятельность у своих детей как качество, проявляющееся в определенной независимости, планировании, оценке результата.
Результаты, полученные в ходе выявления уровня сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, анкетирования родителей, свидетельствуют о необходимости проведения комплекса занятий, направленного на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.
2 этап: Практический (вторая неделя марта).
Был разработан и реализован комплекс занятий, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.
Целью данного комплекса занятий с серией трудовых дел является развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.
Задачи:
• развивать самостоятельность, ответственность, инициативность.
• формировать трудовые навыки, общественные мотивы труда.
• научить детей самостоятельно выполнять посильные поручения в рамках дежурства.
• стимулировать активную мыслительную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Данный комплекс занятий, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством труда в природе, состоит из 10 занятий.
План проведения комплекса занятий представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Комплекс занятий с серией трудовых дел, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе
труда в природе.
Тема занятия Программные задачи
«Как вода попадает в растения» Дать представление о том, как вода попадает в растение, как она передвигается к его органам.
Развивать умение различать комнатные растения по внешним признакам. Воспитывать ответственное отношение при уходе за комнатными растениями.
«Коллективный труд в уголке природы» Уточнять и закреплять знания детей по уходу за комнатными растениями. Формировать умение трудиться в коллективе. Учить самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе.
Обучающая ситуация «Аквариум» Систематизировать и дополнить представление детей об аквариуме; учить детей ухаживать за обитателями аквариума; познакомить со строением рыбок; активизировать словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли.
«Беседа о работе дежурных в уголке природе» Закреплять знание детей о приёмах ухода за комнатными растениями, последовательности выполнения работы.
«Огород на окошке» Учить последовательности посадки семян и луковиц с применением схемы трудового процесса. Дать представление о семенах - это будущие растения и луковиц - будущий овощ и их росте. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, волевое усилие, любознательность и наблюдательность.
«Уход за комнатными
растениями» Учить детей использовать разные способы удаления пыли с листьев, способствующих поддержанию красоты растений.
«Путешествие в царство комнатных растений» Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями для поддержания красоты растений.
«Лучики» Воспитывать в детях уважительного отношения к труду. Обучать детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда. Воспитание нравственно-волевых качеств, привычки к трудовому усилию.
«Коллективный труд по уборке участка» Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Подвести к пониманию необходимости труда не только для себя, но и для всех. Развивать стремление к взаимопомощи. Вызывать у детей радостно, эмоциональное состояние от причастности к труду взрослого, удовлетворение от выполненных действий.
В ходе основного этапа было организовано взаимодействие с родителями воспитанников:
- оформлен в группе уголок природы;
- пошиты фартуки и нарукавники для осуществления трудовых дел;
- проведена консультация «Трудовое воспитание детей в семье
- разработана памятка для родителей «Как приучить ребенка к труду»
- проведен совместный праздник «В гостях у бабушки Маруси»
3 этап: Завершающий (третья неделя марта).
1. Обобщение полученных результатов, уточнение выводов и практических рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций, оформление результатов проекта.
2. Оформление фотостенда: «Что посеешь, то пожнешь».
3. Тематическое развлечение «В гостях у бабушки Маруси».
11. Конечный продукт проекта.
1. Комплекс занятий с серией трудовых дел, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.
2. Схема последовательности выполнения трудовых действий при посадке лука.
12. Критерии оценки эффективности реализации проекта.
Для достижения наибольшего результата, важно взаимодействие детского сада и семьи.
Оценка результативности проекта осуществляется по следующим критериям:
количество участников: дети, педагоги и родители (законные представители)
Показатели:
Степень активности участников проекта
Методы оценки:
- Наблюдение, сравнение, анализ
- Повышение уровня сформированности представлений, знаний у всех участников проекта о развитии самостоятельности детей посредством труда в природе:
- Родители активно участвуют в этапах проекта
Методы:
- Беседы
- Наблюдение за работой детей
- Анализ продуктов детской деятельности
- Диагностика (вводная и итоговая)
Создание единого образовательного пространства
Показатели:
1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
4. Расширение участия родителей в данном проекте.
Методы:
- Беседы
- Наблюдение за участниками проекта
- Анализ совместной деятельности детей и родителей
Создание организационно- методических условий для продолжения проекта.
- Привлечение большего количества родителей к участию в проекте
- Разработка методических рекомендаций
- Обобщение и оформление материалов проекта
Методы:
- Оформление фотоматериалов
- Оформление фотовыставки «Что посеешь, то пожнёшь»
- Создание уголка художественного чтения с книгами о труде
- Отзывы педагогов и родителей
Распространение результатов.
- Выступление на педагогическом совете ДОУ
Ожидаемые результаты проекта.
На уровне воспитанников:
- сформированы трудовые навыки по уходу за растениями;
- дети самостоятельно выполняют посильные поручения, проявляют инициативу;
- у детей есть желание трудиться, помогать сверстникам и взрослым, доводить начатое дело до конца, бережно относиться к результатам труда, любить и беречь природу.
На уровне родителей:
- заинтересованность родителей в организации совместной трудовой деятельности в семье, самостоятельной трудовой деятельности детей;
- повышение компетентности в вопросах организации труда в природе в семье, развитии самостоятельности ребенка.
На уровне педагогов:
- повышение компетентности в вопросах развития самостоятельности детей, посредством труда в природе;
- создание информационной среды для просвещения родителей по теме проекта
13. Прогноз возможных негативных последствий.
- Низкая активность семей воспитанников.
Минимизация риска:
- Предварительная работа с родителями. Объяснение значимости проекта.
- Низкий интерес детей к данной теме.
Минимизация риска:
Создание системы поощрения детей (смайлик, значок и т. д, чтение художественной литературы о пользе труда детей и взрослых, просмотр мультфильмов, личный пример воспитателя и помощника воспитателя.
- Недостаточное количество материалов и оборудования для организации труда детей в природе
Минимизация риска:
Привлечение родителей к изготовлению оборудования, создание совместно с детьми (по возможности) материалов, оборудования для труда в природе.
Список используемой литературыры.
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М. : Просвещение, 1999.
2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. ст. // Под ред. А. Н Леонтьева, А. В. Запорожца. М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144
3. Власова З. И. Индивидуальные варианты развития самостоятельности у детей в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. 2005. №4. С. 24-35.
4. Власова З. И. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы современности: научный поиск и пути решения. Материалы докладов и выступлений. Кишинёв, 2012. Выпуск 7. С. 150-158.
5. Власова З. И. Возрастные особенности развития самостоятельности у детей в дошкольном возрасте // Материалы межвузовской научно- практической конференции "Формирование личности в условиях социальных перемен". Кишинев, май, 2005. С. 40-48.
6. Дошкольная педагогика// Под редакцией В. М. Ядэшко, Ф. А. Сохина. М. Просвещение, 1978.-416с
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М. : ТЦ «Сфера», 2005.
8. Каплан Л. И. Первые проявления самостоятельности. // Каплан Л. Посеешь привычку - пожнёшь характер. М., 1980. реждением. – 2006. - №2.
9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : ТЦ «Сфера», 2005.
10. Общая психология. Учебное пособие для студентов педвузов / / Под ред. Г. С. Абрамова – М. : Академический проект, 2002. - 496 с.
11. Ознакомление дошкольников с природой». Учебное пособие для студентов педагогического училища по специальности «Дошкольное воспитание», / / Под ред. С. А. Веретельниковой. 2-е изд. М. : «Просвещение», 1973.
12. Павлова, Л. В. Работа с дошкольниками в уголке природы. //Ребёнок в детском саду. – 2005.№5. – С. 20-27.
13. Психология. Учебное пособие для студентов педвузов // Под ред. Т. Г Казакова, Л. Л. Кондратьева. М. : Высшая школа, 1989. - 383 с.
14. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание, №3, 1999. С. 50-61.
15. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Сборник статей // сост. Л. В. Русскова. М. : Просвещение, 1984. – 105 с.
16. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1984. -126 с.
17. Трудовое воспитание в детском саду // Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Просвещение, 1961. - 179 с.
18. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования // Г. А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2014. –с. 272,109,62
19. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада // Под ред. Р. С. Буре, Г. Н. Година. М. : Издательский Центр «Академия», 2002. -248 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155)
23.www.maam.ru