ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА
Педагогический проект «Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Тема: «Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями в рамках проекта
"Эколята- дошколята"».
Разработала: воспитатель
Яковлева Е. В.
Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего,
мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Педагогический проект „Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий.
Тип проекта: Социально-познавательный.
По характеру контактов: внутри группы
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2021г. - апрель 2022г.).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы со сложным дефектом, воспитатель, специалисты группы, родители воспитанников.
Актуальность.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе, её вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Чтобы не погубить себя люди просто обязаны научиться бережно, относиться к природе, а для этого надо воспитывать в себе ответственность и экологическую культуру. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.
Проблема.
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Гипотеза.
Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм, с лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов)
Цель проекта.
Формирование у детей основы экологического мировоззрения и культуры.
Задачи проекта:
1. Познакомить со сказочными героями “Эколятами” – друзьями и защитниками Природы;
2. Сформировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять;
3. Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
4. Расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;
5. Привлечь родителей к работе детского сада по экологическому воспитанию детей;
6. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Ожидаемые результаты:
- сформировать у детей основы экологической культуры и культуры природолюбия;
- расширить общий кругозор детей, развить их творческие способности. дошкольники вырастут настоящими защитниками природы, у них сформируется культура природолюбия и бережного отношения к окружающей среде;
- подружить детей с Природой, дети поймут и полюбят её и весёлых сказочных героев “Эколят”;
- воспитывать в ребёнке внутреннею потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
Методы работы.
1. Наглядный (наблюдение, просмотр сказок, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, экскурсии по экологическому объекту, целевые прогулки);
2. Словесный (чтение литературы, разучивание стихотворений, беседа с элементами диалога, загадывание загадок, рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок, разбор ситуаций, проведение викторин, конкурсов);
3. Практический (продуктивная деятельность, постановка сказок, литературных произведений, конкурсы, викторины, экскурсии различной направленности).
4. Игровой (дидактические, игровые упражнения, сюрпризные моменты и т. д.).
Реализация проекта проходит в 3 этапа.
I этап — подготовительный
- Изучение научно-методической литературы по данной теме.
- Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
- Планирование мероприятий;
- Изготовление сказочных героев проекта «Эколят – друзей и защитников Природы» («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки»);
II этап – основной
Реализация проекта.
Работа выстраивается в двух направлениях:
с детьми – в процессе НОД, в совместной деятельности воспитателя, специалистов группы и детей,
с родителями – посредством проведения консультаций, оформления наглядного материала, практических уроков, через страничку сайта группы.
Тематическое планирование долгосрочного проекта по работе с детьми
Тема: «Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями в рамках проекта "Эколята- дошколята"
№ Дата проведения Форма работы
1. Сентябрь 2021г
- Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта (оформление макета в уголке природы)
- Музей «Мой город!»
2. Октябрь 2021
- Экскурсия в парк Карабелов
- Видеоролик на конкурс «Эколята- защитники природы!» «Бильбоке»
- Акция «Поможем бездомным животным»
- Музей «Хлеб- всему голова!»
3. Ноябрь 2021г
- Акция «Крышечки доброты»
- Создание мультфильма «Мы в ответе за тех кого приручили»
- Акция «Сдай батарейку- спаси ёжика!»
- Музей «Зимующие птицы. Печенье для синички»
- Музей «Животные нашего края»
4. Декабрь 2021г
- Домовушка мастер- класс «Елочка»
- Экскурсия к Новогодней Елочке
5. Январь 2022г
- Музей «День заповедников России»
- Мастер-класс: «Кормушки для птиц из фруктов»
- Выходные с пользой для здоровья «постройка Экогородка»
6. Февраль 2022г
- Открытое занятие «Посадка лука»
- Огород на подоконнике
7. Март 2022г
- Викторина «Животные севера и животные жарких стран»
- Музей «Как рубашка в поле выросла»
- Опыты с водой
- Ручной труд с использованием природного и бросового материала «Эколята- друзья и защитники природы»»
8. Апрель 2022г
- Домовушка мастер- класс «Девочка- веснянка»»
- Музей «Космос далекий и близкий»
- Создание макета «Веселые космонавты»
- Экологическая сценка «Маша идет в гости к Мишке»
В течении всего года:
• тематические беседы «О мусоре», «Правила поведения на природе», «Бездомные животные» с презентацией ;
• чтение экологических сказок, стихов о природе;
• отгадывание загадок о явлениях природы, овощах, фруктах, животных, грибах, рыбах;
• разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
• слушание и отгадывание звуков природы;
• рассматривание картин с изображением природы;
• лепка с использованием природного и бросового материала «Эколят»;
• Аппликация «Золотая осень», «Ежик», «Фрукты», «Грибы», «Елка», «Зимнее дерево», «Снегири на рябине», «Скворец»
Лепка «Осенний лист», «Поросенок», «Детеныш нерпы», «Крокодил», «Ласточка», «Эколята»
Рисование: «Осеннее дерево», «Осень», «Петух», «Грибы», «Белочка», «Синичка», «Елка», «Зимнее дерево», «Снежинка», «Белый медведь», «Жираф», «Лебедь», «Утка»
• знакомство с «Красной книгой» (презентация);
просмотр мультфильмов: «Крот и транзистор», «Про Эколят- защитников природы»;
• игровая деятельность «Экологические игры»;
• оформление лепбука- тематической папки по теме «Эколята- друзья и защитники природы», «Птицы нашего края»» ;
наблюдение; проведение опытов; уход за цветами и огородом в центре природы.
Работа с родителями
Участие в акциях
Сентябрь 2021г
Родительское собрание «Экология и мы!»
Мастер- класс «Бильбоке»
Участие в выставке «Книжки- малышки» на тему «Экология»
Октябрь 2021г
Акция «Поможем бездомным животным»
Ноябрь 2021г
Оживи лампочку»
Акция «Крышечки доброты»
Акция «Сдай батарейку- спаси ёжика!»
Январь 2022г
«Спортивные атрибуты из бросового материала, своими руками!»
Выходные с пользой для здоровья создание «Экогородок»
Март 2022г
Родительское собрание «Викторина «Животные севера и животные жарких стран»
Выставка творческих работ «Капелька»
Апрель 2022г
Выставка творческих работ «Космос»
Акция «Спаси дерево» (сбор макулатуры)
В течении всего года:
Ширмы и папки-передвижки для родителей по экологии:
-Экологическое воспитание детей.
-Щедрая осень
-7 практических советов : как научить ребенка любить и беречь природу.
-Здравствуй, Зима
-Экология и дети.
-Еда вредная и полезная
-Комнатные растения
-Весна
В течении всего года:
-Беседы и консультации для родителей по экологии:
«Учите ребенка уважать и любить природу», «Почитайте детям книги о природе», «Приобщение детей к природе в семье», «воспитание безопасного поведения детей в природе»
-Памятка для родителей «Прогулка в Природу», «Правила пожарной безопасности в лесу»
-Буклет для родителей «Берегите лес от огня», «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»
-Разучивание с ребенком стихов о природе, чтение экологических сказок.
III этап – заключительный
• Экологическая сценка «Маша идет в гости к Мишке»- как итог работы над проектом
• Подведение итогов работы, отчет о проделанной работе.
• Размещение материалов на сайте.
Продукты проекта:
1. «Бильбоке» (изготовление спортивного инвентаря родителями для игр детей в группе).
2. Выставка книжек- малышек на тему «Экология и мы!»
3. Мастер- класс по изготовлению игрушки из бросового материала (видео).
4. Создание лепбука «Эколята- друзья и защитники природы» и «Птицы нашего края»
5. Создание мультфильма «Мы в ответе за тех, кого приручили»
6. Создание альбома «Наши добрые дела»
7. «Спортивные атрибуты из бросового материала, своими руками». (Пополнение центра спортивных игр детско-родительскими поделками).
Список использованной литературы:
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» «Комплексно- тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе» Санкт- Петербург «Детство пресс» 2018
- Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живем в России» Москва 2015
- Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А., Березняк Я. К., Макаренко Т. А., Магамедова Л. П. «Познавательно- исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе». Издательство «Учитель» Волгоград
- Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа и условия ее реализации в детском саду. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва. Просвещение 2004