Наталья Марченко
Педагогический проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Педагогический проект
тема: «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
во второй группе раннего возраста № 1
Руководитель проекта :
воспитатель
Марченко Н. М.
с. Мамонтово
2020г
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста №1,
Публикация «Педагогический проект „Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
родители, воспитатель
Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : с сентября по май(02.09.20-31.05.21г.)
Проблема Как помочь детям легко адаптироваться?Как и чем их отвлечь от грустных мыслей о маме, доме?
Возникла идея создания проекта «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Актуальность проекта
Использование в период адаптации малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и малыша; погасить в малыше отрицательные эмоции; пробудить чувство симпатии к чужому человеку; отвлечься; успокоиться.
Цель проекта : Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ путем использования малых форм фольклора.
Задачи проекта :
для детей:
образовательные:
Вызвать у детей раннего возраста эмоциональный отклик на малые формы фольклора (потешки, пестушки, прибаутки и т. д.)
Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей.
Побуждать детей активно участвовать в игровом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
развивающие:
Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
воспитательные:
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми через потешки.
для педагога :
Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации
Способствовать психоэмоциональному развитию каждого ребёнка.
Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
Систематизировать фольклорный материал, используемый при организации педагогического процесса в период адаптации детей.
Обеспечить целенаправленное взаимодействие с родителями в адаптационный период.
для родителей :
Использовать малые фольклорные формы в семейном воспитании
Оказывать помощь в изготовлении атрибутов к театрализованной деятельности.
Возрастные особенности детей 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет детям важно много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство. Важно освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей тесно связано с развитием мозга и речи, а в дальнейшем с навыками письма.
Ребенку важно как можно шире осваивать речь, для развития мышления, выражения мыслей и для установления контакта ребенка с миром. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Особо важным для детей в этом возрасте является игра. Ребенку важно играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Не стоит забывать, что ребенку необходимо продолжать выстраивать отношения со взрослыми, так как ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе». Необходимо помогать ребенку в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи слезами, злостью, криками, бросание предметов.
Детям в 2 года важно иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: ему хочется всего и сразу, ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. И ребенку в этом возрасте важно только то, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Для развития мелкой моторики важно предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого! Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их.
В 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество. Поэтому чаще разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, книжки, обсуждайте то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. Относитесь к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности старайтесь понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить. Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны.
Планируемый результат:
у детей:
благоприятное течение периода адаптации у детей;
создание комфортной обстановки для детей в группе;
установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
обогащение и активизация словаря ребенка.
у родителей:
повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста средствами малых форм фольклора;
формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ;
у педагогов :
повышение педагогической компетентности педагога в вопросах адаптации детей раннего возраста средствами малых форм фольклора;
повышение уровня сотрудничества с семьей;
создание атрибутов к театрализованной деятельности, дидактических игр, пособий, картотек стихов, потешек и т. д.
Принципы и подходы к реализации проекта :
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип системности
Формы и методы работы :
методы: наглядные, словесные, практические;
приё мы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
Итоговый продукт: Создание картотеки «Потешки – помощники».
Этапы реализации проекта :
I – подготовительный (организационный)
Формулировка проблемы проекта
Методическое оснащение проекта
Постановка цели и задач, определение продуктов проекта
Выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта
Мотивация родителей на совместную деятельность.
II – содержательный (практический)
На основном этапе в группе с детьми раннего возраста организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня,
включая их в различные режимные моменты.
Месяц Тема Цель
сентябрь Адаптация Знакомство с потешками во время умывания, расчесывания, перед сном, во время приёма пищи.
октябрь 1. Сказка «Репка».
2. Чтение потешек: «Водичка, водичка…», «Наши уточки с утра.»
Цель: развивать интерес к сказкам, желание слушать, сопереживать.
Цель: вызвать у детей радость от слушания потешек, желание прослушать ее еще и участвовать в рассказывании.
ноябрь 1. Сказка «Курочка ряба».
2. Чтение потешки «Вот и люди спят.», «Пошел котик на торжок.»
Цель: формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказку.
Цель: Помочь детям понять содержание потешки, учить рассказывать потешку вместе с педагогом, развивать наблюдательность, учить импровизации, развивать воображение и формировать произвольное внимание
декабрь 1. Сорока – белобока».
2. Чтение потешек: «Заинька походи.».
3. Игры с пальчиками: «Пальчик-мальчик».
Цель: Учить детей внимательно слушать потешки, рассказывание которой сопровождается показом фигурок кукольного театра, вызвать желание послушать ее еще раз.
Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешки, имитировать движения, о которых в ней говорится.
январь 1. «Репка».
2. «В гостях у Петрушки».
3. «Колобок» Цель: доставить детям радость от просмотра сказок, воспитывать желание слушать еще раз, развивать интерес к сказкам.
февраль 1. «Как у нашего кота.»,
2. «Курочка-пеструшка».
3. «Курочка ряба» Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешек и желание слушать неоднократно, поощрять попытку детей проговаривать слова вместе с педагогом.
март 1. «Уж как я ль мою коровушку люблю.».
2. «Наша Маша маленькая.»
3. «Петушок золотой гребешок.». Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Обучать детей элементам театрализованной деятельности.
апрель 1. «Еду-еду к бабе, к деду»
2. «Ладушки, ладушки», «Чики-чики-чикалочки.» Цель: приобщать детей к русскому народному фольклору, включая детей в инсценировку, воспитывать умение общаться друг с другом.
май 1. «В гостях у бабушки -забавушки».
2. «Ай, качи, качи, качи.», «Как у нашего кота», «Травка- муравка». Цель: развивать связную речь, сформировать опыт доброжелательного общения и добрых поступков.
План взаимодействия с родителями:
1. Привлечение родителей к сбору материала
(потешек, прибауток, пестушек)
2. Папка-передвижка «Пальчиковые развивающие игры и развитие речи детей»;
3. Памятки для родителей: «Роль фольклора в развитии ребенка»
4. Консультации для родителей «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте», «Русский фольклор в раннем возрасте»
5. Помощь в изготовление пособия «Любимые потешки».
III – заключительный (презентативный)
Защита проекта Создание картотеки «Потешки – помощники».
Риски и пути преодоления
Риски: Неосведомленность родителей по данной теме.
Нежелание участвовать в проекте.
Пути преодоления: Провести с родителями индивидуальные беседы о необходимости использования потешек в период адаптации, для успешной социализации ребёнка в ДОУ. Сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса.
Перспективы развития проекта
В дальнейшем с данным материалом поучаствовать с родителями и детьми
в праздниках по народному фольклору.
Ресурсное обеспечение проекта
картинки, книжки-малышки, дидактические игры, различные игрушки.
Информационные ресурсы
https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/razvivayuschie_zanyatiya/id/1004/
https://ped-kopilka.ru/roditeljam/ruskie-narodnye-poteshki-dlja-detei-2-3-let.html
https://www.baby.ru/blogs/post/65653895-18109665/
https://babyben.ru/vospitanie/stishki-dlya-detej-2-3-let-dlya-chteniya-i-zauchivaniya-poteshki-stishki-pro-odezhdu-o-predmetah-byta-prirode-zhivotnyh-druzhbe-luchshij-sbornik.html
Учебно-методические ресурсы
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
Литература
№ п/п Название Автор Издательство, год
1 Адаптация детей при поступлении в детский сад Лапина И. В. Учитель,2018г.
2 Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Белкина Л. В. Воронеж: Учитель,2006.-236с.
3 Приобщение детей к истокам русской народной культуры Князева О. Л., Маханёва М. Д. СПб: Детство – Пресс, 2016
4 Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет. Ветрова В. В. М. : Знание, 1994
5 Адаптация ребёнка к условиям детского сада Соколовская Н. В. Волгоград:Учитель,
2008.-188с.
6 Улыбка малыша в период адаптации Теплюк С. Дошкольное воспитание. -2006.-№4
7 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-3 г. Мозаика-Синтез.
Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи Заводчикова О. Г. М. : Просвещение, 2007 г.
8