Лариса Емикова
Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности«
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами до-рожного движения»
Автор: Емикова Л. И.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Участники проекта :
дети старшего дошкольного возраста,
родители воспитанников,
воспитатели группы «Капелька»,
Публикация «Педагогический проект „Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности„» размещена в разделах
старший воспитатель,
руководитель изостудии,
музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию,
инструктор по физическому воспитанию,
инспектор ГИБДД
Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспита-нию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на ули-цах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную об-становку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопас-ного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Вид проекта : досугово-познавательный.
Цель проекта : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи:
обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с роди-телями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данно-му направлению;
выработка системы воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат:
создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
установление прочных связи с ГИБДД;
разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителя-ми в рамках ознакомления с ПДД;
разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
Сроки реализации проекта : два года.
Программы, реализуемые в МКДОУ № 5 с. Арзгир в истекшем учебном го-ду:
Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Василье-вой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Базисная программа «Радуга» под редакцией Т. Н Дороновой
«Юный эколог» С. Н. Николаева. М. «Мозаика-Синтез».
Программа социально-эмоционального развития дошкольника «Я-ТЫ-МЫ», автор О. Л. Князева
Программа «Семицветик», автор В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова.
«Программа по изобразительной деятельности в детском саду», автор Г. С. Швайко.
В ДОУ созданы и используются авторские технологии:
«Мир глазами ребенка» - авторская технология и материал из опыта работы педагога дополнительного образования Казанцевой Т. И. по формированию эмоциональной сферы ребенка в процессе рисования. Работа по данной тех-нологии способствует профилактике психологического неблагополучия ре-бенка, учит детей адекватно реагировать на различные явления окружающей действительности.
«День за днем» - совместная физкультурно-оздоровительная технология ДОУ - ДЮСШ. Технология создает оптимальные условия для полноценного раз-вития двигательных и психофизических способностей детей, прививает инте-рес к занятиям спортом. Воспитывает потребность в здоровом образе жизни.
Технология интеллектуально-познавательного развития «Природа, Человек, Здоровье» Опыт работы педагогов ДОУ по данному разделу знаний способ-ствует воспитанию активной творческой личности, способной понимать и любить, бережно относиться к окружающему миру, природе и своему здо-ровью, прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Обобщенный опыт работы по данному разделу знаний способствует укреп-лению и сохранению здоровья детей, формированию интереса к физическим упражнениям, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, обучению безопасным приемам двигательных действий, соответствующих возрасту ребенка, формированию умения объективно оценивать свои физи-ческие возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях (с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных дей-ствий).
Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому са-мовыражению дошкольников через продуктивные виды деятельности.
Создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в до-школьном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитан-ников.
Обобщить опыт работы по художественно-эстетическому, экологическому развитию и здоровьесберегающей деятельности, внедряя в творческие груп-пы молодых специалистов.
Задачи на 2019 – 2020 учебный год:
Совершенствование работы по укреплению здоровья детей, через воспитание привычки к ЗОЖ и к основам безопасности.
Совершенствование работы в ДОУ по формированию основ экологической культуры.
Создание предпосылок профессионального роста работников ДОУ
Систематизация работы по внедрению метода педагогических проектов в воспитательно-образовательную работу ДОУ.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и ма-шин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная вой-на, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России проис-ходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В городе Новосибирске ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошколь-ного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с со-трудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нару-шений:
незнание дошкольниками элементарных правил;
стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и ми-нимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими пу-тями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего ми-ра, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспи-тателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных пе-редач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированно-сти, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психо-логов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пеше-ходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспе-чивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с ре-альными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают соб-ственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких де-тей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасно-сти в быстро меняющейся дорожной обстановке.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи:
обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с роди-телями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данно-му направлению;
выработка системы воспитательно-образовательной работы.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагно-стики)
Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с пра-вилами дорожного движения (см. Приложение 1).
Проект реализуется по двум направлениям:
совместная деятельность с детьми (см. Приложение 4).
взаимодействие с родителями (см. Приложение 5).
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
Транспорт.
.Улица.
Движение транспорта и пешеходов.
Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
Правила поведения в транспорте.
Велосипед, самокат.
Загородная дорога.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма (см. Прило-жение 6).
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с за-нятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора.», «Бегут машины в ряд.»). Чтобы занятия проходили интерес-но и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с прави-лами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, по-могающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисова-нием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидак-тических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут приме-нить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидакти-ческих, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблю-дения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера до-суга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорож-ных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно непра-вильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут пе-речеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями прово-дится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для ро-дителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного пове-дения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
изготовление стендов с наглядной информацией;
заочные и очные консультации;
участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
выпуск буклетов;
тематические родительские собрания;
обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
семейные конкурсы;
анкетирование;
совместная детско-родительская досуговая деятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
установление прочных связи с ГИБДД;
разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителя-ми в рамках ознакомления с ПДД;
разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (см. Приложение 7) детей в рамках проведения проекта :
1. Уровень сформированности представлений
о транспортных средствах;
об улице (виды перекрестков);
о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков:
предупреждающих;
запрещающих;
информационно-указательных;
знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей
на улице;
в транспорте.
4. Знание правил поведения на железной дороге.
Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу (см. При-ложение 8)
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Нормативно-правовое
Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных про-исшествиях» от 17.11.95 г.
Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасно-сти дорожного движения детей и учащихся России».
Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного дви-жения в 2006—2012 гг.».
Информационное :
информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
мультимедийные презентации,
информация в СМИ - ежеквартальной газете детского сада «Дельфиненок».
Организационное:
сотрудничество с управлением ГИБДД,
работа по управлению деятельностью участников проекта.
Материально-техническое:
уголок безопасности в групповых помещениях;
дорожно-транспортная площадка;
выносные макеты дорожно-транспортных средств;
игротека (Приложение 2);
методические и дидактические пособия, картотека.
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
Кадровое: в проекте участвуют :
дети старшего дошкольного возраста,
родители воспитанников,
воспитатели группы «Капелька»,
старший воспитатель,
руководитель изостудии,
музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию,
инспектор ГИБДД.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проект реализован на базе МКДОУ д /с № 5 с. Арзгир
Сроки реализации проекта : 2022/23 и 2023/24 учебные годы.
Результаты реализации проекта :
созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
установлены прочные связи с ГИБДД; разработан и апробирован перспек-тивный план работы с детьми и родителями;
проведен цикл занятий по теме «Мы - пешеходы»; разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожно-го движения;
уровень усвоения дорожной грамоты воспитанниками подготовительной к школе группы на конец 2023 – 2024 учебного года составляет 93%.(см. При-ложение 9);
опыт по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанно-го поведения в дорожно-транспортных ситуациях освещен в ежеквартальной газете детского сада.
опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста ос-нов безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с ПДД был успешно представлен в форме презентации на августовской научно-практической конференции и одобрен педагогическими работниками Ар-згирского района (презентация прилагается)