Ирина Чебанова
Педагогический проект «Страна чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Цель проекта : Коррекция и развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ в разных видах изобразительной деятельности, активизация творческих способностей в ходе кружковой работы.
Задачи проекта : Воспитывать интерес к разным видам изобразительной деятельность с использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
Развивать мелкую моторику и речь, умение выразить своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать и активизировать словарь.
Формировать художественный вкус, разнообразные сенсорные эталоны, адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
Публикация «Педагогический проект „Страна чудес“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Содействовать творческому развитию личности ребенка, его свободному творческому самовыражению, способствовать развитию любознательности и познавательной активности.
Введение. Актуальность проблемы.
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально - волевой сферы. Мой опыт работы в воспитании и обучении особенных детей показал, необходимо расширять рамки коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Эффективность обучения зависит от нового подхода к нему, применения инновационных методов и приемов. Инновация в данном случае - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность обучения.
Несмотря на то, что у детей частично нарушены психические функции вследствие органического поражения центральной нервной системы, они не состоят из одних дыр и дефектов, их организм способен перестроиться.
В развитии детей с ограниченными возможностями здоровья существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность и в процессе развития сохранных функций в процессе активного приспособления к среде, вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки. Одним словом, личность как целое выравнивается, компенсируется процессами коррекционного развития ребенка.
Практика показывает, что возможности этих людей безграничны. Ребенок с ОВЗ - развивающаяся личность. Надо только сделать процесс обучения полезным и интересным, использовать методы и приемы, способствующие воспитанию и развитию личности, настроенной на успех. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ребенка в деятельность при условии создания интереса к данным видам деятельности.
Организацию обучения надо построить таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы в урочное и внеурочное время.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями в настоящее время приобрело большое социальное значение. В соответствии с Конституцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившей в силу 3 мая 2008 года, каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии.
Постановка проблемы.
Традиционные методы и приемы не подходят для обучения детей с ОВЗ, успех зависит от умственного развития, речевого, физического, психического, сенсорного.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирование личности и дают им возможность реализоваться в их узком кругу бытия.
Развитие творческих способностей создает необходимые предпосылки для коррекции и развития познавательных процессов, развития мелкой моторики и речи, формирования трудовой и коммуникативной функции, умения планировать работу и самостоятельность.
Проблема развития творческих способностей, и теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготского, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьевой, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комаровой, О. Ю. Зыряновой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Саккулиной, Т. С. Комаровой.
Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по продуктивной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.
Эти труды позволили сделать вывод, что развитие творчества через продуктивные виды деятельности является одним из ведущих направлений после игровой, в процессе которого происходит формирование личности и индивидуальности ребенка, развитие его способностей.
Поэтому был разработан коррекционно - развивающий проект для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Использование цветной бумаги, природного материала, разноцветного камня, засушенных листьев — развивает фантазию, творчество, воображение. Процесс изготовления поделок из этих материалов, не только развивают эстетический вкус, пополняют навыки и умения необходимые детям, но и развивают мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Доказано, что развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность и зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.
Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей с ОВЗ, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из основополагающих видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики детей с ОВЗ, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними.
Аппликация предоставляет широкие возможности для развития моторики рук через работу с ножницами и кисточкой, разнообразными действиями с бумагой, с тканью, засушенными растениями, тополиным пухом и т. п., за счёт разглаживания и придавливания заготовок пальцами, удаления излишек клея салфеткой.
В процессе рисования развивается ручная умелость при использовании разных техник изображения и соответствующим им способам держания карандаша или кисти, рациональным приёмам их использования, в зависимости от плавности и непрерывности движений, а также их направления, что благоприятно способствует развитию мелкой моторики.
В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму.
Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка с ОВЗ к самообслуживанию и овладению несложными трудовыми операциями.
Причины обращения к проблеме:
- неудовлетворенность организацией взаимодействия на занятиях между воспитанником и воспитателем;
- пассивность воспитанников на занятиях;
- совершенствование форм и методов работы с детьми, имеющими отклонения.
- повышение интереса к деятельности;
Для повышения интереса к занятиям решено использовать презентации, игровые приемы и развивающие игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ и мелкой моторики.
Объект исследования:
Развитие творческих способностей и мелкой моторики через продуктивные виды деятельности.
Предмет исследования:
Процесс развития творческих способностей и мелкой моторики детей с ОВЗ через продуктивные виды деятельности: рисование, лепку и аппликацию.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме развития творческих способностей и мелкой моторики через продуктивные виды деятельности детей с ОВЗ;
-используя специальные диагностические методики в сотрудничестве с педагогом-психологом выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень способностей у детей с ОВЗ;
-выявить дидактические средства, способствующие формированию творческих способностей и мелкой моторики;
-проверить эффективность предложенных средств, использованных на практике.
-провести анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Цель проекта :
Коррекция и развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ в разных видах изобразительной деятельности. Изучение особенностей и возможностей развития, активизация творческих способностей детей с ОВЗ в ходе кружковой работы.
Задачи:
Воспитывать интерес к разным видам изобразительной деятельность с использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
Развивать мелкую моторику и речь, умение выразить своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать и активизировать словарь.
Формировать художественный вкус, разнообразные сенсорные эталоны, адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
Содействовать творческому развитию личности ребенка, его свободному творческому самовыражению, способствовать развитию любознательности и познавательной активности.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей и мелкой моторики будет эффективным, если:
- определены основы развития творческих способностей и мелкой моторики у детей с ОВЗ;
- выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие творческих способностей;
- в процессе кружковых занятий по развитию творческих способностей использовались подобранные и систематизированные игровые упражнения, наглядно-демонстрационный материал, технические средства обучения.
Ресурсное обеспечение процесса по развитию творческих способностей и мелкой моторики, заявленное в проекте является достаточным для его реализации:
-уголок для творчества, оснащенный кисточками, различными красками, пластилином, альбомами для рисования, ватными палочками, трафаретами, поролоновыми губками, развивающими настольными играми и учебными пособиями по рисованию и лепке, цветная бумага, природный материал, крупы, клей и т. д.
- в семье есть телевизор и при необходимости используется компьютер, для показа презентаций изучаемого материала.
2. Содержание проекта
Проект рассчитан на 1 год и 6 месяцев, для успешного освоения проекта численность детей в группе должна составлять не более 5 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 8 до 10 лет. С учетом психофизического развития обучающихся, с учетом ЗУН, а также их возрастных особенностей.
Исследование проводилось в период с апреля 2019 – по октябрь 2020 г. и состояло из нескольких этапов:
Этап Сроки Содержание Ответственный
1 этап Апрель-август 2019 г. Теоретическое осмысление проблемы.
Диагностика навыков и умения детей.
Диагностика и выбор форм и методов для дальнейшей реализации проекта.
Организация уголка для творчества и оснащение его необходимым материалом. Чебанова И. А.
2 этап Август
2019-август 2020 г. Практическая организация работы по развитию творческих способностей и мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья через продуктивные виды деятельности: рисование, лепку и аппликацию.
Построение занятий от простого к сложному с применением игровых методов и приемов, с использованием ТСО. Чебанова И. А.
3 этап сентябрь 2020- октябрь
2020 г. Уточнение и обобщение результатов экспериментальной работы. Расширение детского опыта и применение его на практике.
Оценка результативности Чебанова И. А.
Особенность детей с ОВЗ в их быстрой утомляемости, отвлекаемости, затруднениях при необходимости применять умственные и физические усилия, поэтому всегда на занятиях создаю сильную мотивацию, которая побуждает ребенка к действию. Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: постановка игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи-то ошибки).
Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, рассматривание образца и обсуждение его, активизация детской деятельности на создание продукта детского творчества. В третьей части обобщение полученного опыта, обыгрывание ситуации, плавно перетекающую в игру.
«Пластилиновая ворона» – знакомит детей с пластичными материалами, с различными способами и приёмами работы с ними. Дети закрепляют умение действовать со стекой. Продолжается работа по формированию умения воспринимать красоту пластичной формы предметов, соотношение их частей. Работая с пластичными материалами (глиной, пластилином, солёным тестом) дети используют различные приё мы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т. д. При этом у них развивается мелкая моторика, гибкость кончиков пальцев. Для раскрашивания и росписи изделий дети используют краски: акварель, гуашь, акрил.
«Бумажная сказка» – предоставляет широкие возможности для развития мелкой моторики через разнообразные действия с бумагой в процессе аппликации. Дети знакомятся с разными техниками работы с бумагой: сминание, скатывание, разрывание, скручивание, сгибание, разрезание. Работа по этому разделу развивает умение выделять целое и его части, детали, их пространственное расположение.
«Краски раскраски» – направлен на формирование у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Он способствует обогащению сенсорного опыта и развитию мелкой моторики. Дети знакомятся с доступными нетрадиционными изобразительными технологиями, с необычными орудиями и средствами рисования (рука, палец, печатки из овощей, поролона и т. д., а также с декоративной росписью. На занятиях продолжается работа с детьми по развитию чувства формы, цвета, пропорции и художественного вкуса.
Первый этап (Апрель – август 2019 г.) - поисковый, проектировочный.
Задачи Мероприятия Сроки Ответственный
Выбор наиболее оптимальных форм и приемов для реализации проекта.
Изучение и анализ научно исследовательской, методической литературы, интернет- ресурсов по данной проблеме;
подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;
подбор наглядно-демонстрационного,
раздаточного материала.
Планируемые результаты.
Развитие творческих способностей ребенка составляет фундамент общего умственного развития ребенка, в том числе и речевого, и является базовым для овладения многими видами деятельности. Развитие перцептивных действий способствует формированию представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, положению в пространстве, развитию слуховой и тактильной чувствительности.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания: запоминание. мышление, воображение, речь строятся на основе образов восприятия, поэтому умственное развитие невозможно без опоры на восприятие. Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
4. Описание показателей достижения результатов и способов диагностики.
Важной частью работы является изучение динамики развития ребенка. На начальном этапе выясняется уровень развития ребенка. Во второй половине учебного года проводится промежуточная диагностика детей с целью коррекции проекта. В конце года проводится заключительная диагностика и составляется сводная таблица результатов. и графики, позволяющие увидеть динамику развития психических процессов.
Результаты развития психических процессов за последние 1,5 года дают возможность наглядно проследить положительную динамику развития.
В исследовании принимали участие 5 человек.
Результаты наблюдения направлены на определение таких показателей как развитие деятельности и умение планировать свою работу.
Результаты наблюдения.
Цель наблюдения конкретизирую показателями интереса к продуктивным видам деятельности. В качестве таких показателей выступают активность на занятии, принятие инструкции. контактность, самостоятельность, продолжительность, скорость выполнения, принятие помощи.
Критерии наблюдения. Оценка ставилась в баллах на основе диагностики методом наблюдений, бесед и обучающих экспериментов.
работоспособность ориентировка в задании
а - самостоятельность д- принятие инструкций
б - продолжительность е- скорость выполнения
в- активность ж- принятие помощи
Результаты диагностики овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья изобразительной деятельностью представлены в Приложении 2.
Результаты качества деятельности детей за последние 1,5 года дают возможность наглядно проследить положительную динамику развития, что свидетельствует о высоком уровне отзывчивости на проводимую коррекционную работу.
Подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала или лепкой из пластилина. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем-то интересным и увлекательным.
Дети практически научились планировать свою работу, анализировать свои действия и их результаты. Постепенно происходит корригирование и развитие психических процессов.
Развитие мелкой моторики. Происходит формирование практических навыков, применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях.
Происходит развитие творческого воображения ребенка, развитие мускулатуры руки, координации, развитие свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать). Происходит сенсорное развитие: формирование представлений о предметах, об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине. В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации ребята совершают трудовые действия, овладевают определенными умениями. Деятельностный подход (совместное творчество с воспитателем) позволяют снять перенапряжение, страхи детей.
Работы детей неоднократно занимали призовые места и являлись участниками конкурсов, получали призы и подарки.
5. Дальнейшее развитие проекта.
После завершения проекта открывается возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
- Разнообразить и усложнить техники нетрадиционного рисования на занятиях;
- Ввести ранее не используемый материл для рисования;
- Включить технику квиллинг, для разнообразия продуктивной деятельности. При занятии квиллингом развивается мелкая моторика руки, эстетический вкус, фантазия, а также усидчивость, аккуратность и многое другое. Но главное – это очень нравится и детям, и взрослым.
- Разработать занятия работ по подгруппам и работу в коллективе;
- Организовать выставки творческих работ, выполненных детьми в административном здании детского дома.
- Продолжать публикацию материалов по данной теме.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью использования нетрадиционных технологий.
6. Список литературы.
1. Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы 2011. - №12. - С. 29-34.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М. -Воронеж, 2019. - 520 с.
3. Вишневая, Н. Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы: автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. Э. Вишневая. - Иркутск, 2016. - 34 с.
4. Вишнякова, Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования / Н. Ф. Вишнякова. - Мн. : Народный свет, 2017. - 300 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2015. - 92 с.
6. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Просвещение, 2016. - 160 с.
7. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. - М. : Просвещение, 2018. - 176 с.
8. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб. Питер, 2008. - 368 с.
9. Занятия по интересам: развитие творческих способностей, учащихся: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т. Н. Ковальчук. - Мозырь: Белый Ветер, 2017. - 98 с.
10. Козырев, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырев. - Пенза: НМЦ ПГОО, 2017. - 344 с.
11. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Академия, 2016. - 320 с.
12. Овчарова, Т. Н. Нужна ли нам творческая личность / Т. Н. Овчарова // Педагогическое обозрение. - 2017. - №3. - С. 56-57.