Ольга Березовская
Педагогический проект (среднесрочный) «Зима-красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зима – красавица» (подготовительная к школе группа)
Актуальность: проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 6-7 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Вид проекта: Познавательно – творческий
Публикация «Педагогический проект (среднесрочный) „Зима-красавица“» размещена в разделах
Срок реализации: среднесрочный — январь 2020года.
Цель: сформировать в сознании детей целостных представлений о характерных особенностях зимы, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); об особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период;
- укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных;
- способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №4, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Ожидаемые результаты:
-формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;
-повышение познавательной активности;
-вызвать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу;
-привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;
-участие в литературно-музыкальном вечере «Зимушка-красавица».
1 этап – подготовительный 9-10 января 2020г.
-планирование этапов и методов реализации проекта;
-анализ предметно-развивающей среды в группе;
-подбор методической литературы;
-подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно – печатные игры);
-подбор репродукций картин, открыток, фотографий;
-подбор видеоматериала на тему «Зима».
Работа с родителями
-Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной», «Одежда ребенка на зимней прогулке».
-организация выставок детских работ.
-папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Как устроить праздник», «Зимние приметы».
-информационный стенд в родительском уголке о проекте.
-беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
2 этап – основной 13-30 января 2020г.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1. Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»
2. П/и «Зайцы и волк», «Снежинки и ветер», «Два Мороза».
Образовательная область «Познавательно развитие»:
1. Наблюдения:
за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом); за красотой и богатством зимних красок; за птицами; за деревьями, растущими на территории детского сада.
2. Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто, что делает зимой» «Найди по следу», «Найди такую же снежинку».
3. Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «12 месяцев», «Математические пазлы».
4. Исследовательская деятельность опыт – «Лед – твердая вода».
5. Рассматривание картин Н. Крылова «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима», К. Юон «Зима в лесу», «Русская зима», И. Грабарь «Февральская лазурь» и других.
6. Подкармливание птиц.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»:
1. Беседы-рассуждения «Пришел мороз-береги ухо и нос».
2. Беседа по ОБЖ: «Осторожно, гололед».
3. Дидактические игры: «Разложи картинки», «Времена года».
4. Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»
Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Откуда идёт снег», «Приметы зимы», «Зимующие и перелетные птицы», «Одежда людей зимой».
2. Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь», М. Пришвин «Этажи леса», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Е. Трутнева «Первый снег», русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Морозко», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», зарубежная сказка «Снежная королева».
3. Составление рассказов по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».
4. Дидактические игры «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Когда это бывает?», «Какой,какая,какие?»
5. Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».
6. Творческое рассказывание «За что я люблю зиму».
7. Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Отчего снег скрипит», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Выставка книг о зиме.
2. Загадки о зимних явлениях в природе.
3. Пословицы и поговорки о зиме.
4. Рисование: «Деревья в инее», «Снежная семья», «Зима», «Морозные узоры»
5. Лепка- коллективная работа по теме «Прилетели снегири!»,
6. Конструирование «Снеговик из бумажных полосок»
7. Рассматривание картин русских художников с педагогом по ИЗО деятельности.
8. Слушание музыкальных произведений «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс белых хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Одежда ребенка на зимней прогулке».
2. Подборка стихов для разучивания с детьми дома.
3. Организация выставок детских работ.
4. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.
5. Предложить принести корм для подкормки птиц.
6. Папки-передвижки «Зима», «Как устроить праздник».
3 этап – заключительный 31 января 2020г.
Итоговое мероприятие литературно-музыкальный вечер «Зима-красавица» (Приложение 1)
Выставка рисунков «Зимушка – зима».
Результаты проекта:
-повышение процента детей с высоким уровнем познавательного развития.
- у детей сформированы знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; дети приобрели новый познавательный опыт.
-дети знакомы с произведениями поэтов, писателей, художников и музыкантов на тему зимы;
-дети владеют расширенным словарным запасом, получили опыт выразительно-эмоционального чтения стихов русских поэтов;
- дети знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе в зимний период;
-систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
-разработаны рекомендации для родителей.
Приложение 1
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Зимушка-зима»
Задачи:
- познакомить детей с произведениями о зиме поэтов и композиторов;
создать представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.
- развивать устную речь воспитанников; способствовать развитию у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии.
-формировать у детей чувство любви к русской поэзии и живописи.
- воспитывать любовь к языку и родной природе; создать положительное настроение.
Ведущий: Я рада вас приветствовать в нашей литературной гостиной.
Мне кажется, я что-то слышу. Закроем глаза и послушаем.
(дети закрывают глаза)
Звучит звук метели, вьюги, хруст снега. ТРЕК-1
Ведущий: Ребята, откройте глазки. Скажите мне, пожалуйста, что вы услышали.
Дети: (отвечают полным ответом) Шум метели, вьюги, хруст снега под ногами.
Ведущий: (подводит итог) Вот оказывается, какие звуки мы слышали.
Ребята, скажите, вы догадались, какому времени года будет посвящена наша сегодняшняя встреча? Ответы детей.
Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Природа кажется заколдована каким-то волшебником и погрузилась в сон. СЛАЙД-1
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Чтец Хадижа И. С. Никитин «Здравствуй, гостья зима» СЛАЙД-2, ТРЕК-2
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Чтец Саша А. С. Пушкин отрывок из поэмы «Евгений Онегин» СЛАЙД-3, ТРЕК-3
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Чтец Данил И. Бунин «Первый снег» СЛАЙД-4, ТРЕК-4
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Чтец Егор И. Суриков «Зима» СЛАЙД-5, ТРЕК-5
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Ведущий: После снегопада очень красиво в лесу. “Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят елочки и сосенки, опустив заснеженные рукава. Снеговая лепка выразительна, и кажется, что ее создавал какой-то чародей-скульптор. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли”.
В стихотворениях и А. С. Пушкина, и Ф. И. Тютчева зима — волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.
Чтец Женя Ф. Тютчев "Чародейкою зимою. " СЛАЙД-7, ТРЕК-6
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой
Чтец Ваня А. С. Пушкин «Зимнее утро» СЛАЙД-8
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ведущий: Известно также много пословиц и поговорок, загадок. Я буду читать пословицы, а вы должны отгадать окончание.
Береги нос в большой. (мороз).
В зимний холод всякий. (молод).
Зима без снега, лето без. (хлеба).
Мороз невелик, да стоять. (не велит)
Шубка зимой. (не шутка).
Гуси летят - на хвосте. (зимушку тащат).
В зиму шубу. (не занимают).
На морозе и старик. (вприпрыжку).
Зимой тулуп всякому. (люб).
Зимний денек с. (воробьиный скок).
Из всех времён года – зима самая величественная, торжественная и таинственная. И есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам разгадать тайны зимы. Давайте послушаем, как поэты описывают зиму в своих стихотворениях.
СЛАЙД-9, 10, 11, ТРЕК-8
Чтец Давид С. Есенин «Поет зима-аукает…»
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Музыкальный номер в исполнении Насти О.
Чтец Ярослава А. С. Пушкин «Зимняя дорога» СЛАЙД-12-13, ТРЕК-9
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Ведущий: русский народ придумал не только много разных примет зимних поговорок, но и загадок много придумал. Давайте попробуем отгадать загадки:
Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз.)
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)
Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)
Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши. (Мороз.)
Прихожу - все рады, ухожу - все рады. (Снег)
Нет колес у меня -
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у,
Всю Москву замету.
(Вьюга)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
(Зима)
Игра «Мороз» ТРЕК-10
Вед:10 градусов- дети хлопают, 20 градусов – топают, 30 градусов –прыгают, 40градусов – обнимаются.
Но если мы с вами можем так легко попрыгать и согреться, а дома нас ждёт горячий ужин, то животным и птицам приходится зимой нелегко….
Чтец Мартин Александр Яшин «Покормите птиц зимой» СЛАЙД-14
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на картины художников в которых изображены зимние пейзажи.
СЛАЙД-15-27. ТРЕК-11
Ведущий: Зима не только величественное время года,но и весёлое. Игры со снегом, в снежки, катание на санках, лыжах. Всё это вдохновляло многих поэтов и писателей, и они писали о ней замечательные стихи.
Чтец Тимофей А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка» ТРЕК-12
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Ведущий: Зима весёлое время года и «Весёлая полька» в исполнении Марии нас сейчас в этом убедит.
Вед: Послушайте, как рассказывает о берёзе поэт Сергей Есенин в своём стихотворение «Белая берёза».
Чтец Чернооков С. Есенин «Белая береза» Слайд -28, 29
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий: говорят, что красота видна в малом. Именно русские поэты великолепно видят эту красоту и делятся с нами увиденным. Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»
Чтец Маша К. Бальмонта «Снежинка» СЛАЙД-30, ТРЕК-13
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Ведущий: приглашаем снежинок!
Танец снежинок. ТРЕК-14, СЛАЙД-15 ВИДЕО БЕЗ ЗВУКА.
Ведущий: Поэты и композиторы помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. И я надеюсь, что она останется в вашей памяти добрым воспоминанием. А я вам приготовила сладкие «снежинки» сегодня. (сюрпризный момент – вручаются конфеты «Снежинка»)